АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ

17-04-2018

Актуальность проблемы. Исследование школьной дезадаптации, начиная с середины 90-х годов прошлого века, отличаются социально-психологической направленности. В последнее время, анализируя, разные авторы (В. Е. Каган, А. Л. Венгер, Е. В. Новикова, М. Р. Битянова, Л.В. Дзюбко, Н. И. Тихонова, Т.М. Титаренко , Л.А. Лепихов и др.). делают акцент не на результатах обучения, а на процессах социального взаимодействия, отношениях со значимыми взрослыми и эмоциональных переживаниях по поводу ошибок (высокая тревожность, конформность, неспособность к достижению, недостаточны самостоятельность и инициатива, социальная дезориентация , зависимость, некритическое стремление к лидерству и т.д.). Причины таких нарушений следует искать на ранних этапах детского развития, прежде всего в ранних взаимоотношениях ребенка с матерью как основы для последующих социальных контактов.

Возникновению и развитию агрессии в системе коммуникации матери и ребенка в контексте отделения ребенка от матери и формирования у нее собственных психологических границ посвящены исследования многих психоаналитиков. Нормальный адаптивный процесс предполагает способность матери встречаться с разрушительными нападениями детской ярости и обеспечивать границы этих переживаний. Это дает ребенку возможность использовать стабильный образ матери в своих экскурсиях по исследованию мира, развивает инициативу и активные средства адаптации. Так, важным показателем развития детского эго есть проявление и нейтрализация агрессии в паре "мать - ребенок" (М. Кляйн, Д. Винникотт, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, М.Малер, К. Г. Юнг и др.).

В процессе описания агрессии при существующих теоретических подходов (З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Миллер, Д. Зилман, А. Бандура и др.). Возникает проблема метаязыка и метапозиции по этому феномену. Ее можно решить в рамках современной этологической модели, что предполагает высокий уровень рефлексии в процессе регистрации структуры и динамики невербального агрессивного поведения. Выделение в таком поведении агрессивно-предупредительной, агрессивно-конфликтного, агрессивно-контактного стадий позволяет исследовать полный спектр агрессивных состояний и создает возможность для оценки агрессии как социально-нормативного феномена. Наибольший интерес при этом представляет регистрация агрессивно-предупредительных элементов как наименее доступных для осознания и наиболее информативных (по вкладу) в регуляции повседневных социальных групповых процессов, связанных с территорией и иерархией (М.О. Дерягина, М.Л. Бутовская, О . В. Хренников, В.П. Самохвалов).

Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что представления об особенностях агрессивной коммуникации матери и ребенка недостаточно дифференцированно, нет подробного описания структуры и динамики агрессивного взаимодействия в паре, мало информации о конструктивных аспекты агрессии и ее роль в регуляции адаптивных процессов. С определенными трудностями связан выбор методов диагностики агрессии, особенно если объектом исследования являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Недостаточное разработка теоретических и прикладных аспектов этой проблемы и обусловило выбор темы исследования.


Смотрите также:
 Классификация олигофрении.
 Психолого-педагогические основы формирования позитивного отношения родителей к детям с аутизмом
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
 Синдром "беспокойной ребенка"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Рекомендуем: обработка заказов в интернет магазине с гарантией.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее