АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ

10-10-2017

Актуальность проблемы. Исследование школьной дезадаптации, начиная с середины 90-х годов прошлого века, отличаются социально-психологической направленности. В последнее время, анализируя, разные авторы (В. Е. Каган, А. Л. Венгер, Е. В. Новикова, М. Р. Битянова, Л.В. Дзюбко, Н. И. Тихонова, Т.М. Титаренко , Л.А. Лепихов и др.). делают акцент не на результатах обучения, а на процессах социального взаимодействия, отношениях со значимыми взрослыми и эмоциональных переживаниях по поводу ошибок (высокая тревожность, конформность, неспособность к достижению, недостаточны самостоятельность и инициатива, социальная дезориентация , зависимость, некритическое стремление к лидерству и т.д.). Причины таких нарушений следует искать на ранних этапах детского развития, прежде всего в ранних взаимоотношениях ребенка с матерью как основы для последующих социальных контактов.

Возникновению и развитию агрессии в системе коммуникации матери и ребенка в контексте отделения ребенка от матери и формирования у нее собственных психологических границ посвящены исследования многих психоаналитиков. Нормальный адаптивный процесс предполагает способность матери встречаться с разрушительными нападениями детской ярости и обеспечивать границы этих переживаний. Это дает ребенку возможность использовать стабильный образ матери в своих экскурсиях по исследованию мира, развивает инициативу и активные средства адаптации. Так, важным показателем развития детского эго есть проявление и нейтрализация агрессии в паре "мать - ребенок" (М. Кляйн, Д. Винникотт, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, М.Малер, К. Г. Юнг и др.).

В процессе описания агрессии при существующих теоретических подходов (З. Фрейд, К. Лоренц, Л. Берковиц, А. Миллер, Д. Зилман, А. Бандура и др.). Возникает проблема метаязыка и метапозиции по этому феномену. Ее можно решить в рамках современной этологической модели, что предполагает высокий уровень рефлексии в процессе регистрации структуры и динамики невербального агрессивного поведения. Выделение в таком поведении агрессивно-предупредительной, агрессивно-конфликтного, агрессивно-контактного стадий позволяет исследовать полный спектр агрессивных состояний и создает возможность для оценки агрессии как социально-нормативного феномена. Наибольший интерес при этом представляет регистрация агрессивно-предупредительных элементов как наименее доступных для осознания и наиболее информативных (по вкладу) в регуляции повседневных социальных групповых процессов, связанных с территорией и иерархией (М.О. Дерягина, М.Л. Бутовская, О . В. Хренников, В.П. Самохвалов).

Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что представления об особенностях агрессивной коммуникации матери и ребенка недостаточно дифференцированно, нет подробного описания структуры и динамики агрессивного взаимодействия в паре, мало информации о конструктивных аспекты агрессии и ее роль в регуляции адаптивных процессов. С определенными трудностями связан выбор методов диагностики агрессии, особенно если объектом исследования являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Недостаточное разработка теоретических и прикладных аспектов этой проблемы и обусловило выбор темы исследования.


Смотрите также:
 Определение умственной отсталости.
 Игротерапия А.И. Захарова.
 Понятие и сущность игротерапии.
 Формирование характера у умственно отсталых детей.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее