Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни

09-05-2018

Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.

В этой статье мы попытаемся доказать, что аксиологический поворот в психологии является закономерной фазой в развитии постнеклассической рациональности, неизбежно самоопределяется в окрестности взаимно скорельованих пары голистичних компонентов: объект познания - целостное життездийснення человека, его предмет - лицо как интегральный субъект своего жизни.

Попытку онтологического обоснования персональной жизни (или жизни человека) как центрального тематизма аксиологической психологии начнем с фиксации некоторых релевантных для нашего замысла «рабочих» универсалий:

1. Жизнь как гуманитарная категория толкуется двояко: во-первых, с классических позиций, как способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от неодушевленных предметов, которые требуют для своего движения и изменения внешнего стимула, во-вторых, с точки зрения неклассической философии, жизни - это интуитивно постигаемая целостность реальности бытия, непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и такое, что раскрывается в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта.

2. По В.О. Татенко, «понятие сущего акцентирует внимание на том, что объектом познания является то действительно существующее во времени и пространстве, которое отвечает критериям автономности, целостности». И субъект жизни, и объект его познания и преобразования имеют «общий онтологический знаменатель», который делает их соразмерным, взаимно скорельованих величинами, которые, однако, не отменяет их феноменальных различий при наличии ноуменальной (сущностной) родства, о чем речь далее.

3. Анализ философских категорий показывает, что базовая из них - бытие - понесла таких исторических метаморфоз, что в действительности розчепилася на два измерения - внешний, трансцендентный, и внутренний, имманентный; онтического, апостериорный, и онтологический, априорный; настоящий, реальный, и возможно, то , раскрывающий свои потенции, возникает к существованию (экзистенции). «По мнению экзистенциалистов,« бытие »относится к окружающей отношении человека природного и социального мира, а« существование »- к внутренней жизни, индивидуального Я», - отмечал В.В. Знаков.


Смотрите также:
 Психотехника интегративной психологии
 Психолого-педагогические пути оптимизации процесса профессиональной идентификации будущих медсестер
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Психологические особенности овладания иностранными языками

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее