Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни

01-11-2017

Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.

В этой статье мы попытаемся доказать, что аксиологический поворот в психологии является закономерной фазой в развитии постнеклассической рациональности, неизбежно самоопределяется в окрестности взаимно скорельованих пары голистичних компонентов: объект познания - целостное життездийснення человека, его предмет - лицо как интегральный субъект своего жизни.

Попытку онтологического обоснования персональной жизни (или жизни человека) как центрального тематизма аксиологической психологии начнем с фиксации некоторых релевантных для нашего замысла «рабочих» универсалий:

1. Жизнь как гуманитарная категория толкуется двояко: во-первых, с классических позиций, как способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от неодушевленных предметов, которые требуют для своего движения и изменения внешнего стимула, во-вторых, с точки зрения неклассической философии, жизни - это интуитивно постигаемая целостность реальности бытия, непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и такое, что раскрывается в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта.

2. По В.О. Татенко, «понятие сущего акцентирует внимание на том, что объектом познания является то действительно существующее во времени и пространстве, которое отвечает критериям автономности, целостности». И субъект жизни, и объект его познания и преобразования имеют «общий онтологический знаменатель», который делает их соразмерным, взаимно скорельованих величинами, которые, однако, не отменяет их феноменальных различий при наличии ноуменальной (сущностной) родства, о чем речь далее.

3. Анализ философских категорий показывает, что базовая из них - бытие - понесла таких исторических метаморфоз, что в действительности розчепилася на два измерения - внешний, трансцендентный, и внутренний, имманентный; онтического, апостериорный, и онтологический, априорный; настоящий, реальный, и возможно, то , раскрывающий свои потенции, возникает к существованию (экзистенции). «По мнению экзистенциалистов,« бытие »относится к окружающей отношении человека природного и социального мира, а« существование »- к внутренней жизни, индивидуального Я», - отмечал В.В. Знаков.


Смотрите также:
 Психолого-педагогические пути оптимизации процесса профессиональной идентификации будущих медсестер
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее