Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни

12-09-2017

Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.

В этой статье мы попытаемся доказать, что аксиологический поворот в психологии является закономерной фазой в развитии постнеклассической рациональности, неизбежно самоопределяется в окрестности взаимно скорельованих пары голистичних компонентов: объект познания - целостное життездийснення человека, его предмет - лицо как интегральный субъект своего жизни.

Попытку онтологического обоснования персональной жизни (или жизни человека) как центрального тематизма аксиологической психологии начнем с фиксации некоторых релевантных для нашего замысла «рабочих» универсалий:

1. Жизнь как гуманитарная категория толкуется двояко: во-первых, с классических позиций, как способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от неодушевленных предметов, которые требуют для своего движения и изменения внешнего стимула, во-вторых, с точки зрения неклассической философии, жизни - это интуитивно постигаемая целостность реальности бытия, непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и такое, что раскрывается в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта.

2. По В.О. Татенко, «понятие сущего акцентирует внимание на том, что объектом познания является то действительно существующее во времени и пространстве, которое отвечает критериям автономности, целостности». И субъект жизни, и объект его познания и преобразования имеют «общий онтологический знаменатель», который делает их соразмерным, взаимно скорельованих величинами, которые, однако, не отменяет их феноменальных различий при наличии ноуменальной (сущностной) родства, о чем речь далее.

3. Анализ философских категорий показывает, что базовая из них - бытие - понесла таких исторических метаморфоз, что в действительности розчепилася на два измерения - внешний, трансцендентный, и внутренний, имманентный; онтического, апостериорный, и онтологический, априорный; настоящий, реальный, и возможно, то , раскрывающий свои потенции, возникает к существованию (экзистенции). «По мнению экзистенциалистов,« бытие »относится к окружающей отношении человека природного и социального мира, а« существование »- к внутренней жизни, индивидуального Я», - отмечал В.В. Знаков.


Смотрите также:
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
 Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
 Психологические особенности овладания иностранными языками
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
Современный мир требует от человека умения принимать своевременные и уравновешенные решения, иметь соответствующую психическую устойчивость к стресс-факторам среды, профессиональные качества для бесконфликтного общения с коллегами и успешного выполнения служебных задач.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
Грушевськознавча проблематика на сегодня является одной из наиболее популярных среди украинских гуманитариев. Доныне в целом проработаны основные вопросы, связанные с жизнью и творческим наследием выдающегося украинского.
<<Читать далее