ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

18-07-2019

В учебном процессе у каждого отдельного ученика мотивы учебной деятельности почти никогда не выступают в чистом виде, а всегда находятся во взаимодействии. В процессе развития ребенка происходит смена доминирующих мотивов, кроме того, устойчивость мотивационной сферы, увеличивается с возрастом, закрепляет роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.

Итак, мотивация - это совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности, это все мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, побуждающие поведение. Вопросы развития мотивов является важным - прежде всего с точки зрения воспитания и самовоспитания личности.

Младший школьный возраст - это фактическое начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде пригодностью, готовностью и включенностью в нее. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности является основой внутренней мотивации учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с содержанием обучения, что соответствует этой потребности [1, 5].

Особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственным побуждениям включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ей нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т.п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательный интерес, в то же время можно говорить о чувствах, переживаниях, любви ребенка к деятельности, в данном случае к обучению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес [1, 3].

В этой любви к деятельности как мотив может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение и т.п.. В то же время, как мотив может выступать и стремление овладеть самим процессом деятельности.

Сначала такой интерес к процессу обучения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребенок заявляет, что она любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта увлеченность процессом должна быть направлена ​​на теоретическое содержание знания, а не только на конкретные факты. Таким образом, интерес к процессу, способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания [3].


Смотрите также:
 Синдром "беспокойной ребенка"
 Формирование характера у умственно отсталых детей.
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 Игротерапия А.И. Захарова.
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
Можно приводить значительное количество социальных процессов и ситуаций, в которых межличностные отношения имеют решающее значение. Процесс написания и защиты диссертационной работы также зависит от характера взаимодействия соискателя ученой степени с научным руководителем, учеными секретарями, рецензентами, экспертами, оппонентами и другими.
<<Читать далее