ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

21-12-2019

В учебном процессе у каждого отдельного ученика мотивы учебной деятельности почти никогда не выступают в чистом виде, а всегда находятся во взаимодействии. В процессе развития ребенка происходит смена доминирующих мотивов, кроме того, устойчивость мотивационной сферы, увеличивается с возрастом, закрепляет роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка.

Итак, мотивация - это совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности, это все мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, побуждающие поведение. Вопросы развития мотивов является важным - прежде всего с точки зрения воспитания и самовоспитания личности.

Младший школьный возраст - это фактическое начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде пригодностью, готовностью и включенностью в нее. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности является основой внутренней мотивации учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с содержанием обучения, что соответствует этой потребности [1, 5].

Особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственным побуждениям включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ей нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т.п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательный интерес, в то же время можно говорить о чувствах, переживаниях, любви ребенка к деятельности, в данном случае к обучению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес [1, 3].

В этой любви к деятельности как мотив может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение и т.п.. В то же время, как мотив может выступать и стремление овладеть самим процессом деятельности.

Сначала такой интерес к процессу обучения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребенок заявляет, что она любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта увлеченность процессом должна быть направлена ​​на теоретическое содержание знания, а не только на конкретные факты. Таким образом, интерес к процессу, способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания [3].


Смотрите также:
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
 Понятие и сущность игротерапии.
 Игротерапия А.И. Захарова.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее