ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

21-12-2019

В 1 и 2 классах у детей сохраняется положительное отношение к учебе. Постепенно, к 3 классу, отношение детей может меняться. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив обучения становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу обучения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, есть еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается. Наконец в этих классах дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя снижается, позиция школьника теряет для ребенка свою привлекательность, уменьшается интерес к учебной деятельности. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников [6].

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самим учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л.И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а в третьеклассников даже пятое место. Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к обучению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение большей частью не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности [2].

Итак, развитие личности, начавшийся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимой учебной деятельности, результаты которой высоко или низко оцениваются значимыми взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - это самый тяжелый и сложный из всех детских лет, что представляет собой период становления человека как личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.

Особенностью учебной мотивации подростков является возникновение у школьника устойчивого интереса к определенному предмету. Этот интерес не оказывается неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше знает школьник о предмете, который интересует, тем более этот предмет его привлекает [8]. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. В этих учеников меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы получать оценки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна - происходит заучивание без понимания [7].


Смотрите также:
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 Формирование характера у умственно отсталых детей.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее