ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

18-07-2019

В 1 и 2 классах у детей сохраняется положительное отношение к учебе. Постепенно, к 3 классу, отношение детей может меняться. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив обучения становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу обучения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, есть еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается. Наконец в этих классах дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя снижается, позиция школьника теряет для ребенка свою привлекательность, уменьшается интерес к учебной деятельности. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников [6].

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самим учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л.И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а в третьеклассников даже пятое место. Л.И. Божович, анализируя снижение интереса к обучению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение большей частью не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности [2].

Итак, развитие личности, начавшийся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимой учебной деятельности, результаты которой высоко или низко оцениваются значимыми взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - это самый тяжелый и сложный из всех детских лет, что представляет собой период становления человека как личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.

Особенностью учебной мотивации подростков является возникновение у школьника устойчивого интереса к определенному предмету. Этот интерес не оказывается неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше знает школьник о предмете, который интересует, тем более этот предмет его привлекает [8]. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. В этих учеников меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы получать оценки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна - происходит заучивание без понимания [7].


Смотрите также:
 Определение умственной отсталости.
 Виды игротерапии.
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 Понятие и сущность игротерапии.
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
Можно приводить значительное количество социальных процессов и ситуаций, в которых межличностные отношения имеют решающее значение. Процесс написания и защиты диссертационной работы также зависит от характера взаимодействия соискателя ученой степени с научным руководителем, учеными секретарями, рецензентами, экспертами, оппонентами и другими.
<<Читать далее