ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

12-11-2019

Часто они относятся к знаниям как к чему-то далекому от реальной жизни, навязанного извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У школьников со сниженной мотивацией обучения не производится правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требуют достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалкой. Знания формируются отрывочные и поверхностные Даже в том случае, когда школьник добросовестно учиться, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, более того, не хочет ими пользоваться в повседневной жизни. При объяснении каких-то явлений он пытается больше использовать жизненный опыт, чем полученные знания [4].

Все это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости обучения для будущей профессиональной деятельности, для объяснения того, что происходит вокруг. Важность обучения "вообще" они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все же часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива обучение извне в виде поощрения, наказания, оценок. Неслучайно выделены две тенденции, характеризующие мотивацию обучения в средних классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что обучение для них тяжелый и неприятный долг, от которого они не против уволиться. С другой стороны, те ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учится, опираются такой перспективе, отказываясь от нее. Л.И. Божович считает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися необходимости оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество. Бросить школу, перестать быть учеником значит для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое - потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Вероятно, все это так и есть. Но возможно и другое - борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.

Таким образом, удовлетворение познавательной потребности и потребности в определенных социальных отношениях (с товарищами, коллективом) обеспечивает поддержку и развитие положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте и при переходе в средние классы. Школьному возрасту присуще наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Психологами определена общая картина возрастной динамики мотивов учения. Необходимо подчеркнуть, что особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разного возраста не является "фатально неизбежными" и необходимо надлежащим этим возрастным периодам. Современная возрастная психология, демонстрируя наличие большого количества резервов развития в каждом возрасте, утверждает возможность создания нового типа отношения к обучению через целенаправленное его формирования.


Смотрите также:
 Психолого-педагогические основы формирования позитивного отношения родителей к детям с аутизмом
 Понятие и сущность игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее