ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

21-12-2019

Часто они относятся к знаниям как к чему-то далекому от реальной жизни, навязанного извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У школьников со сниженной мотивацией обучения не производится правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требуют достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалкой. Знания формируются отрывочные и поверхностные Даже в том случае, когда школьник добросовестно учиться, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в свете полученных в школе знаний, более того, не хочет ими пользоваться в повседневной жизни. При объяснении каких-то явлений он пытается больше использовать жизненный опыт, чем полученные знания [4].

Все это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости обучения для будущей профессиональной деятельности, для объяснения того, что происходит вокруг. Важность обучения "вообще" они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, все же часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива обучение извне в виде поощрения, наказания, оценок. Неслучайно выделены две тенденции, характеризующие мотивацию обучения в средних классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что обучение для них тяжелый и неприятный долг, от которого они не против уволиться. С другой стороны, те ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учится, опираются такой перспективе, отказываясь от нее. Л.И. Божович считает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися необходимости оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество. Бросить школу, перестать быть учеником значит для них потерять свое общественное лицо. Но это значит и другое - потерять товарищей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества. Вероятно, все это так и есть. Но возможно и другое - борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.

Таким образом, удовлетворение познавательной потребности и потребности в определенных социальных отношениях (с товарищами, коллективом) обеспечивает поддержку и развитие положительной мотивации учения в младшем школьном возрасте и при переходе в средние классы. Школьному возрасту присуще наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Психологами определена общая картина возрастной динамики мотивов учения. Необходимо подчеркнуть, что особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разного возраста не является "фатально неизбежными" и необходимо надлежащим этим возрастным периодам. Современная возрастная психология, демонстрируя наличие большого количества резервов развития в каждом возрасте, утверждает возможность создания нового типа отношения к обучению через целенаправленное его формирования.


Смотрите также:
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 Синдром "беспокойной ребенка"
 Виды игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее