Формирование характера у умственно отсталых детей.

28-05-2018

На формирование характера определенным образом влияет тип нервной деятельности. Однако формирование характера ребенка полностью зависит от условий его жизни, а решающую роль в этом процессе играет воспитание.

Болезнь, конечно, определенным образом влияет на природную основу характера, создавая те или иные особенности динамики нервных процессов. Однако самого склада характера она не создает. Больной ребенок вынужден приспосабливаться к патологическим условиям, созданных болезнью. В процессе этого приспособления в нее и производятся те или иные черты характера. Поэтому, сама по себе болезнь, а образ жизни, который изменился под ее влиянием, формирует черты его характера. Однако с помощью воспитания можно предупредить возникновение указанных рис или исправить.

Воспитать положительные черты характера у учащихся вспомогательной школы, по мнению С.Я.Рубинштейн, тяжелее, чем у здоровых детей. Однако было бы грубой ошибкой думать, что их характер не зависит от воспитания, что он определен только неполноценностью их нервной системы. Вместе с тем, факты свидетельствуют, что в путях формирования характера умственно отсталых детей есть много своеобразного. Прежде привлекает внимание тот факт, что у детей, перенесших одно и то же заболевание головного мозга, часто формируются подобные черты характера. Так, например, у эпилептиков часто наблюдаются такие черты, как аккуратность, доходящая до степени щепетильности, скупость, злопамятность. У некоторых детей, перенесших энцефалит, наблюдаются такие черты, как внушаемость, легкомысленность, беспечность, импульсивность, у других - настойчивость, склонность к образованию чрезмерно окоченевших привычек. У детей, перенесших черепно-мозговую травму, нередко отмечают такие черты, как болезненное самолюбие, раздражительность, вспыльчивость.

Как известно, в норме характерологические особенности детей достаточно разнообразными. Болезнь же способствует возникновению подобных шаблонов характера, своеобразных характерологических стандартов. Это приводит многих специалистов на мысль о том, что характер ребенка прямо обусловлен болезнью, особенности характера сами по себе являются проявлением его болезни.

Характер (наряду с высшими формами памяти и мышлением) относится к вторичных образований в развитии психики ребенка-дебила. Характер ребенка определяется его воспитанием, условиями жизни в конкретно-исторических обстоятельствах. Болезнь не образует никакого склада характера, однако создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов ребенка и, во-вторых, сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому она как-то приспосабливается.

Известно, например, что дети, которые перенесли травму головного мозга, не выдерживают шума и устают от обычного для школьника умственной нагрузки. Остро переживая несостоятельности, возникающее из-за этого в условиях школьного режима, такие дети иногда хитрят, избегая трудных задач, контрольных работ, работы в шумных мастерских. У них возникают вредные привычки, а в дальнейшем и такие черты характера, как лживость, хитрость, стремление избегать трудностей.


Смотрите также:
 Понятие и сущность игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 Формирование характера у умственно отсталых детей.
 Определение умственной отсталости.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее