Формирование характера у умственно отсталых детей.

31-08-2019

На формирование характера определенным образом влияет тип нервной деятельности. Однако формирование характера ребенка полностью зависит от условий его жизни, а решающую роль в этом процессе играет воспитание.

Болезнь, конечно, определенным образом влияет на природную основу характера, создавая те или иные особенности динамики нервных процессов. Однако самого склада характера она не создает. Больной ребенок вынужден приспосабливаться к патологическим условиям, созданных болезнью. В процессе этого приспособления в нее и производятся те или иные черты характера. Поэтому, сама по себе болезнь, а образ жизни, который изменился под ее влиянием, формирует черты его характера. Однако с помощью воспитания можно предупредить возникновение указанных рис или исправить.

Воспитать положительные черты характера у учащихся вспомогательной школы, по мнению С.Я.Рубинштейн, тяжелее, чем у здоровых детей. Однако было бы грубой ошибкой думать, что их характер не зависит от воспитания, что он определен только неполноценностью их нервной системы. Вместе с тем, факты свидетельствуют, что в путях формирования характера умственно отсталых детей есть много своеобразного. Прежде привлекает внимание тот факт, что у детей, перенесших одно и то же заболевание головного мозга, часто формируются подобные черты характера. Так, например, у эпилептиков часто наблюдаются такие черты, как аккуратность, доходящая до степени щепетильности, скупость, злопамятность. У некоторых детей, перенесших энцефалит, наблюдаются такие черты, как внушаемость, легкомысленность, беспечность, импульсивность, у других - настойчивость, склонность к образованию чрезмерно окоченевших привычек. У детей, перенесших черепно-мозговую травму, нередко отмечают такие черты, как болезненное самолюбие, раздражительность, вспыльчивость.

Как известно, в норме характерологические особенности детей достаточно разнообразными. Болезнь же способствует возникновению подобных шаблонов характера, своеобразных характерологических стандартов. Это приводит многих специалистов на мысль о том, что характер ребенка прямо обусловлен болезнью, особенности характера сами по себе являются проявлением его болезни.

Характер (наряду с высшими формами памяти и мышлением) относится к вторичных образований в развитии психики ребенка-дебила. Характер ребенка определяется его воспитанием, условиями жизни в конкретно-исторических обстоятельствах. Болезнь не образует никакого склада характера, однако создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов ребенка и, во-вторых, сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому она как-то приспосабливается.

Известно, например, что дети, которые перенесли травму головного мозга, не выдерживают шума и устают от обычного для школьника умственной нагрузки. Остро переживая несостоятельности, возникающее из-за этого в условиях школьного режима, такие дети иногда хитрят, избегая трудных задач, контрольных работ, работы в шумных мастерских. У них возникают вредные привычки, а в дальнейшем и такие черты характера, как лживость, хитрость, стремление избегать трудностей.


Смотрите также:
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 Психолого-педагогические основы формирования позитивного отношения родителей к детям с аутизмом
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 Синдром "беспокойной ребенка"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее