Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"

06-01-2019

Под ключевыми компетенциями понимаем необходимые качества личности, обеспечивающие будущем квалифицированному рабочему профессиональную мобильность, защищенность и адаптивность на рынке труда.

Ведь конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою профессию не менее семи раз за весь период своей профессиональной карьеры, в значительной степени зависит от ее способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться либо трансформироваться относительно целого ряда жизненных и профессиональных ситуаций, осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит один раз в пять лет. Поэтому результатом профессионально-технического образования совокупность традиционных результатов плюс результаты становления и развития ключевых компетенций, что является особым результатом профессионально-технического образования, поскольку он связывает знания и умения с действиями, то есть со способностью мобилизовать умения в конкретной ситуации. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, имеющих значение не только для выбранной ими профессии, но и таких, которые обеспечивают учащимся гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной среде, становится наиболее актуальным для профессионально-технических учебных заведений. Набор таких "ключевых компетенций" должен стать необходимым компонентом результатов обучения по профессии. Особенно это актуально, когда все возрастающие темпы «морального старения» знаний делают невозможным ограничение образования заранее определенным сроком, возрасту или уровню. Только непрерывное образование на протяжении всей жизни может оперативно и адекватно реагировать на изменения социально-экономических ситуаций в обществе. Поэтому, как утверждает Л. Горюнова, "возникает проблема формирования и развития ключевых компетенций в процессе подготовки специалиста и его дальнейшей трудовой деятельности". Как показывает практика, современный рынок труда требует от конкурентоспособного квалифицированного рабочего не только владение специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми компетенциями.

К сожалению, традиционное обучение, как замечает А. Гетманская, ориентированное на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность развития профессионально значимых качеств специалиста и саморазвития личности. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую ​​технологию обучения, при которой учащиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [1]. Одной из таких технологий является модульный подход, основу которого составляет активная учебно-познавательная деятельность учащихся, которая дает возможность индивидуализировать темп овладения знаниями. Нами была предпринята попытка использовать модульный подход в обучении для формирования ключевых компетенций, перечень которых мы определили в результате исследования научной литературы и рынка труда.


Смотрите также:
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее