Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"

03-06-2019

Под ключевыми компетенциями понимаем необходимые качества личности, обеспечивающие будущем квалифицированному рабочему профессиональную мобильность, защищенность и адаптивность на рынке труда.

Ведь конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою профессию не менее семи раз за весь период своей профессиональной карьеры, в значительной степени зависит от ее способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться либо трансформироваться относительно целого ряда жизненных и профессиональных ситуаций, осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит один раз в пять лет. Поэтому результатом профессионально-технического образования совокупность традиционных результатов плюс результаты становления и развития ключевых компетенций, что является особым результатом профессионально-технического образования, поскольку он связывает знания и умения с действиями, то есть со способностью мобилизовать умения в конкретной ситуации. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, имеющих значение не только для выбранной ими профессии, но и таких, которые обеспечивают учащимся гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной среде, становится наиболее актуальным для профессионально-технических учебных заведений. Набор таких "ключевых компетенций" должен стать необходимым компонентом результатов обучения по профессии. Особенно это актуально, когда все возрастающие темпы «морального старения» знаний делают невозможным ограничение образования заранее определенным сроком, возрасту или уровню. Только непрерывное образование на протяжении всей жизни может оперативно и адекватно реагировать на изменения социально-экономических ситуаций в обществе. Поэтому, как утверждает Л. Горюнова, "возникает проблема формирования и развития ключевых компетенций в процессе подготовки специалиста и его дальнейшей трудовой деятельности". Как показывает практика, современный рынок труда требует от конкурентоспособного квалифицированного рабочего не только владение специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и ключевыми компетенциями.

К сожалению, традиционное обучение, как замечает А. Гетманская, ориентированное на процесс передачи знаний преподавателем и воспроизведение этого процесса учащимися, ограничивает возможность развития профессионально значимых качеств специалиста и саморазвития личности. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую ​​технологию обучения, при которой учащиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [1]. Одной из таких технологий является модульный подход, основу которого составляет активная учебно-познавательная деятельность учащихся, которая дает возможность индивидуализировать темп овладения знаниями. Нами была предпринята попытка использовать модульный подход в обучении для формирования ключевых компетенций, перечень которых мы определили в результате исследования научной литературы и рынка труда.


Смотрите также:
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

http://casinobetway.net casinobetway.net.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее