Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"

04-11-2018

К ключевым компетенциям мы отнесли: общение (коммуникативные навыки и способности), умение решать проблемы (умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат) сотрудничество (умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде) саморазвитие (способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление); компенсационная готовность (способность и умение самостоятельно преодолевать трудности, возникающие при усвоении нового знания), предприимчивость (умение «продать себя» на рынке труда, умение проектировать свою деятельность и деятельность других) владение информационными технологиями (умение не только использовать известные технические программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых).

Из семи ключевых компетенций был разработан авторский специальный курс "Основы профессиональной мобильности", который состоит из четырех модулей, а учебные материалы к ним изложены в учебно-методическом пособии "Основы профессиональной мобильности". Особенности этих модульных материалов состоят в следующем:

1. Учитывая, что цель - это результат в идеале, мы цели обучения по каждой компетенции сформулировали в виде результатов. Результат определяет, что именно ученик должен делать по окончании модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, охарактеризовать. Уже перед началом работы ученик знает, к какому результату он должен стремиться и что он должен продемонстрировать (не только рассказать, но зачастую именно сделать), чтобы доказать, что он этого результата добился.

2. Для описания результата используются только активные глаголы, действия которых можно проверить и оценить. Мы считаем, что описанные таким образом результаты значимы, достижимы, имеют практическую направленность.

3. Для каждого результата прописаны условия и уровень качества выполнения действий. Они описывают поэтапное продвижение ученика к достижению результата.

4. Заключительным этапом достижения результатов является демонстрация учащимися своей компетентности и самооценка собственных компетенций самими учащимися (предварительно обученных этому). Согласно такому подходу "ключевые компетенции" предусматривают оценку, которая состоит из внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка предполагает сбор учеником собственного портфолио (папка достижений), составление резюме, бизнес-плана, бизнес-проекта, осуществление самоанализа и самодиагностики. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь можно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога ученика и оценщика и проч. Требования по выполнению таких задач и сами оценочные материалы также содержатся в структуре модуля. Такая оценка является обоснованной, она является процессом сбора учащимися доказательств своей компетентности, что позволяет устранить субъективизм в оценке их достижений.


Смотрите также:
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее