Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"

04-06-2019

Это становится возможным лишь при условии введения модульного обучения. Принципиально меняется и роль преподавателя (мастера производственного обучения). Если раньше он шел впереди учеников, вел их за собой, то в новых форм организации обучения он якобы указывает ученикам дорогу, пропуская их вперед. Далее ученик получает следующую порцию учебного материала, а придя на занятия, получает консультацию, обсуждает, проигрывает, обрабатывает в группе возможности его практического использования. Как показывает практика, при традиционном подходе к организации учебно-производственного процесса формирования у учащихся ключевых компетенций имеет затруднения, тогда как при использовании модульного обучения, тренинговых технологий, деловых игр это решается гораздо быстрее, ведь приобретение компетенций основывается на опыте деятельности ученика - будущего профессионально мобильного квалифицированного рабочего. Действительно, чтобы научиться работать, необходимо работать. Чтобы научиться общаться, необходимо общаться. Поэтому приобретение компетенций в значительной степени зависит от активности самого ученика. На ошибочность мнения, что развитие и воспитание учащихся обеспечиваются автоматически за счет участия в учебном процессе, указывал еще К. Ушинский, который говорил, что "нравственность не является необходимым следствием учености ...".

При изучении авторского специального курса "Основы профессиональной мобильности" для развития ключевых компетенций учащихся мы рекомендуем использовать: метод учебного сотрудничества (работа в малых группах, корпоративное обучение и т.п.), коллективный способ обучения, метод ускоренного обучения, метод кейсов, экспресс-метод, метод проектов, игровые методы. Метод учебного сотрудничества на принципе положительного взаимосвязи и совместной работе учеников. Этот метод в педагогической литературе еще называют "Технология работы в группах сотрудничества" [3]. Главными факторами, обеспечивающими этот принцип во время работы в группе, являются: общность цели, распределение ресурсов между членами группы, распределение ролей, итоговая "награда" группы за результаты работы. Коллективный способ обучения ("Каждый учит каждого", "Работа в динамических парах", "Метод Шаталова - Границькои" и др.) - Это интерактивный метод, поскольку каждый ученик имеет возможность поочередно выступать то в роли ученика, то в роли педагога. В основе этого метода лежит особым образом организованное общение. В основе ускоренного метода обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина. Этот метод предполагает выполнение действий со знаниями с использованием схемы ориентировочной основы деятельности. При этом методе усилия учащихся направлены не на запоминание учебного материала, а на овладение способами деятельности (умственными, речевыми, перцептивными, физическими умениями и навыками выполнения практических действий).

Метод кейсов ("case-stady", решение ситуационных задач, ситуационный семинар и др.). Предусматривает практическое решение конкретных ситуаций. Он служит развитию умений решать практически ориентированные проблемы. Как показывает практика, метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития ключевых компетенций. Ценным в плане развития ключевых компетенций является экспресс-метод, который предусматривает конструирование знаний с использованием фреймовой модели их представления.


Смотрите также:
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГОВ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Закажите на сайте www.ventland.ru. Производство воздуховодов.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее