Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"

04-11-2018

Это становится возможным лишь при условии введения модульного обучения. Принципиально меняется и роль преподавателя (мастера производственного обучения). Если раньше он шел впереди учеников, вел их за собой, то в новых форм организации обучения он якобы указывает ученикам дорогу, пропуская их вперед. Далее ученик получает следующую порцию учебного материала, а придя на занятия, получает консультацию, обсуждает, проигрывает, обрабатывает в группе возможности его практического использования. Как показывает практика, при традиционном подходе к организации учебно-производственного процесса формирования у учащихся ключевых компетенций имеет затруднения, тогда как при использовании модульного обучения, тренинговых технологий, деловых игр это решается гораздо быстрее, ведь приобретение компетенций основывается на опыте деятельности ученика - будущего профессионально мобильного квалифицированного рабочего. Действительно, чтобы научиться работать, необходимо работать. Чтобы научиться общаться, необходимо общаться. Поэтому приобретение компетенций в значительной степени зависит от активности самого ученика. На ошибочность мнения, что развитие и воспитание учащихся обеспечиваются автоматически за счет участия в учебном процессе, указывал еще К. Ушинский, который говорил, что "нравственность не является необходимым следствием учености ...".

При изучении авторского специального курса "Основы профессиональной мобильности" для развития ключевых компетенций учащихся мы рекомендуем использовать: метод учебного сотрудничества (работа в малых группах, корпоративное обучение и т.п.), коллективный способ обучения, метод ускоренного обучения, метод кейсов, экспресс-метод, метод проектов, игровые методы. Метод учебного сотрудничества на принципе положительного взаимосвязи и совместной работе учеников. Этот метод в педагогической литературе еще называют "Технология работы в группах сотрудничества" [3]. Главными факторами, обеспечивающими этот принцип во время работы в группе, являются: общность цели, распределение ресурсов между членами группы, распределение ролей, итоговая "награда" группы за результаты работы. Коллективный способ обучения ("Каждый учит каждого", "Работа в динамических парах", "Метод Шаталова - Границькои" и др.) - Это интерактивный метод, поскольку каждый ученик имеет возможность поочередно выступать то в роли ученика, то в роли педагога. В основе этого метода лежит особым образом организованное общение. В основе ускоренного метода обучения лежит теория поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина. Этот метод предполагает выполнение действий со знаниями с использованием схемы ориентировочной основы деятельности. При этом методе усилия учащихся направлены не на запоминание учебного материала, а на овладение способами деятельности (умственными, речевыми, перцептивными, физическими умениями и навыками выполнения практических действий).

Метод кейсов ("case-stady", решение ситуационных задач, ситуационный семинар и др.). Предусматривает практическое решение конкретных ситуаций. Он служит развитию умений решать практически ориентированные проблемы. Как показывает практика, метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития ключевых компетенций. Ценным в плане развития ключевых компетенций является экспресс-метод, который предусматривает конструирование знаний с использованием фреймовой модели их представления.


Смотрите также:
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Закажите на сайте www.ventland.ru. Производство воздуховодов.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее