Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

05-01-2019

Для характеристики уровня личностного развития в профессиональной деятельности используется понятие "профессиональная зрелость". Если разместить все три понятия в одну линию и рассмотреть их с позиции этапов (периодов) профессионализации личности педагога, то зрелость выступает как длительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Профессиональная зрелость является вершиной всей жизнедеятельности человека, завершающим этапом профессионального развития, который отражает ее высшие достижения, максимальные возможности субъекта [8].

Итак, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство и профессиональная зрелость педагога определяют уровень готовности к профессиональной деятельности, который формируется в процессе подготовки и в результате реализации социально-педагогической деятельности. Вместе с этим, педагог, достигший профессионального мастерства или даже профессиональной зрелости, в условиях обычного учебного заведения не может себя эффективно реализовать в условиях инклюзивного обучения или даже нанести вред учебно-воспитательному процессу при отсутствии специальной подготовки и опыта работы с детьми и молодежью с особыми потребностями. Учитывая направленность образовательной политики в Украине на внедрение инклюзивного обучения в учебных заведениях разных уровней, возникает проблема подготовки специалистов к этому виду деятельности.

На современном этапе распространен компетентностный подход в сфере общего и профессионального образования, который определяет направления формирования ключевых компетенций различных уровней и выражает содержание компетентной профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что формированию профессиональной компетентности и ключевых компетенций специалиста в педагогических исследованиях уделяется значительное внимание, процесс формирования инклюзивного компетентности субъектов учебно-воспитательного процесса до сих пор не был предметом специального изучения. В научной литературе сформулирована сущность понятия "инклюзивное компетентность" как уровень знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях инклюзивного обучения и рассмотрены проблемы формирования инклюзивного компетентности у будущих учителей интегрированных школ [5, 10, 11]. Вместе с тем, пока остаются неуточненным особенности профессиональной деятельности и инклюзивного компетентности различных категорий участников учебно-воспитательного процесса инклюзивных учебных заведений, что, по нашему мнению, является существенным пробелом в организации инклюзивного обучения.

Целью нашего исследования было определение роли и способов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на этапе внедрения инклюзивного обучения в образовательном пространстве: общеобразовательная школа (СОШ) - высшее учебное заведение (ВУЗ). Для достижения цели поставлены к выполнению следующие задачи: уточнить сущность инклюзивного компетентности в ее основных содержательных компонентах и ​​в динамике формирования; разработать критерии определения уровней сформированности знаний, умений и навыков готовности участников учебно-воспитательного процесса СОШ и вузов к участию в инклюзивном обучении, определить базовый уровень сформированности инклюзивной компетентности участников образовательного процесса на этапе внедрения инклюзивного обучения.


Смотрите также:
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Работа английский язык в тамбове www.plus-dialog.ru.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее