Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

04-11-2018

Для характеристики уровня личностного развития в профессиональной деятельности используется понятие "профессиональная зрелость". Если разместить все три понятия в одну линию и рассмотреть их с позиции этапов (периодов) профессионализации личности педагога, то зрелость выступает как длительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Профессиональная зрелость является вершиной всей жизнедеятельности человека, завершающим этапом профессионального развития, который отражает ее высшие достижения, максимальные возможности субъекта [8].

Итак, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство и профессиональная зрелость педагога определяют уровень готовности к профессиональной деятельности, который формируется в процессе подготовки и в результате реализации социально-педагогической деятельности. Вместе с этим, педагог, достигший профессионального мастерства или даже профессиональной зрелости, в условиях обычного учебного заведения не может себя эффективно реализовать в условиях инклюзивного обучения или даже нанести вред учебно-воспитательному процессу при отсутствии специальной подготовки и опыта работы с детьми и молодежью с особыми потребностями. Учитывая направленность образовательной политики в Украине на внедрение инклюзивного обучения в учебных заведениях разных уровней, возникает проблема подготовки специалистов к этому виду деятельности.

На современном этапе распространен компетентностный подход в сфере общего и профессионального образования, который определяет направления формирования ключевых компетенций различных уровней и выражает содержание компетентной профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что формированию профессиональной компетентности и ключевых компетенций специалиста в педагогических исследованиях уделяется значительное внимание, процесс формирования инклюзивного компетентности субъектов учебно-воспитательного процесса до сих пор не был предметом специального изучения. В научной литературе сформулирована сущность понятия "инклюзивное компетентность" как уровень знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях инклюзивного обучения и рассмотрены проблемы формирования инклюзивного компетентности у будущих учителей интегрированных школ [5, 10, 11]. Вместе с тем, пока остаются неуточненным особенности профессиональной деятельности и инклюзивного компетентности различных категорий участников учебно-воспитательного процесса инклюзивных учебных заведений, что, по нашему мнению, является существенным пробелом в организации инклюзивного обучения.

Целью нашего исследования было определение роли и способов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса на этапе внедрения инклюзивного обучения в образовательном пространстве: общеобразовательная школа (СОШ) - высшее учебное заведение (ВУЗ). Для достижения цели поставлены к выполнению следующие задачи: уточнить сущность инклюзивного компетентности в ее основных содержательных компонентах и ​​в динамике формирования; разработать критерии определения уровней сформированности знаний, умений и навыков готовности участников учебно-воспитательного процесса СОШ и вузов к участию в инклюзивном обучении, определить базовый уровень сформированности инклюзивной компетентности участников образовательного процесса на этапе внедрения инклюзивного обучения.


Смотрите также:
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее