Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

04-11-2018

Для оценки готовности членов коллектива к внедрению инклюзивного обучения мы использовали критерии инклюзивного компетентности, отражающие ее содержательную характеристику по объему знаний, умений и навыков в зависимости от особенностей профессиональной деятельности и степени участия в инклюзии: мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный.

Исходя из необходимости анализа профессионального роста участников инклюзии, мы определили три уровня сформированности инклюзивной компетентности: низкий, средний и высокий в каждой категории субъектов инклюзивного образовательного пространства. При этом ставятся аналогичные требования к участникам инклюзии по мотивационным и операционным критерием и разные по когнитивным и рефлексивным критериям, они являются более сложными и специфическими у педагогических работников, включая психологов и социальных педагогов. Динамика уровней сформированности у различных категорий участников инклюзии также неоднозначна по степени профессионализма. Так, у педагогических работников среднего уровня компетентности соответствует требованиям, которые характеризуют инклюзивное мастерство, а высокий уровень соответствует требованиям к инклюзивному зрелости. В то же время положительная динамика критериев у студентов / учащихся и вспомогательного персонала должна достигать только уровня формирования инклюзивного компетентности в соответствии с характером взаимоотношений со студентами (учащимися) с особыми потребностями.

Процедуру оценки базового уровня сформированности инклюзивной компетентности мы провели методом анкетирования с использованием специально разработанных анкет для различных категорий участников инклюзии с последующей экспертной оценкой полученных результатов специалистами научно-методического центра инклюзивного обучения.

Очевидно, центром такой подготовки должна быть постоянно действующая система изучения проблем инклюзивного обучения на базе профильных кафедр и широкий обмен опытом работы функционирующих интегрированных и инклюзивных учебных заведений с привлечением специалистов специальных учебных заведений. Повышению инклюзивного компетентности будут также в значительной степени способствовать творческие контакты педагогических коллективов интегрированных СОШ и вузов в ходе обсуждения актуальных вопросов инклюзивного обучения на научно-практических конференциях, при проведении круглых столов по тематике инклюзивного обучения. Эффективность этих мер определяется в процессе мониторинга и оценки динамики изменения уровня сформированности инклюзивной компетентности.


Смотрите также:
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений
 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГОВ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее