Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

26-11-2017

В педагогической литературе понятие "компетентность" распространилось относительно недавно. С конца 80-х годов в отечественной науке появляется специальное направление - компетентностный подход в образовании. Введение понятия «профессиональная компетентность» обусловлено широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.. [8]. Считаем необходимым, прежде всего, раскрыть содержание самого понятия "компетентность". Обращение к энциклопедических источников и словарей дает возможность конкретно рассмотреть этот феномен. Так, в "Современном толковом словаре украинского языка" и "Новом толковом словаре украинского языка" дается определение понятия "компетентный" как то, что "имеет достаточные знания в любой отрасли, с чем-либо хорошо осведомлен; толковый".

В отечественной научной литературе в понятие компетентности в основном включают определенную совокупность знаний, уровень умений и определенный опыт их использования. В англоязычных словарях на первый план выходит категория «способность к действию" как умение использовать знания в практической деятельности, как определенные стратегии для реализации творческого потенциала личности. Под профессиональной компетентностью педагога понимают личностные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно реализовать цели педагогического процесса. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она органически связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, направленных на условия конкретной деятельности.

Еще одной характеристикой профессиональной деятельности педагога является "педагогическое мастерство", которая определяет определенный уровень развития и профессионального становления личности педагога. Большинство ученых определяют педагогическое мастерство как синтез научных знаний, умений, навыков, педагогической техники и личностных характеристик педагога. В украинском педагогическом словаре педагогическое мастерство определяется как характеристика высокого уровня педагогической деятельности, основанной на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте.

Логично возникает вопрос об отношении таких двух понятий, как «профессиональная компетентность» и «педагогическое мастерство". По мнению специалистов, педагогическое мастерство основана на умениях, квалификации, знаниях воспитательного процесса, умении его построить и привести в движение, а навыки и умения являются лишь одним из компонентов внешнего проявления мастерства [5].


Смотрите также:
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Оптовая продажа на сайте Piroff.ru. Пиротехники и салютов.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее