Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса

03-11-2018

В педагогической литературе понятие "компетентность" распространилось относительно недавно. С конца 80-х годов в отечественной науке появляется специальное направление - компетентностный подход в образовании. Введение понятия «профессиональная компетентность» обусловлено широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как "профессионализм", "квалификация", "профессиональные способности" и др.. [8]. Считаем необходимым, прежде всего, раскрыть содержание самого понятия "компетентность". Обращение к энциклопедических источников и словарей дает возможность конкретно рассмотреть этот феномен. Так, в "Современном толковом словаре украинского языка" и "Новом толковом словаре украинского языка" дается определение понятия "компетентный" как то, что "имеет достаточные знания в любой отрасли, с чем-либо хорошо осведомлен; толковый".

В отечественной научной литературе в понятие компетентности в основном включают определенную совокупность знаний, уровень умений и определенный опыт их использования. В англоязычных словарях на первый план выходит категория «способность к действию" как умение использовать знания в практической деятельности, как определенные стратегии для реализации творческого потенциала личности. Под профессиональной компетентностью педагога понимают личностные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно реализовать цели педагогического процесса. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она органически связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, направленных на условия конкретной деятельности.

Еще одной характеристикой профессиональной деятельности педагога является "педагогическое мастерство", которая определяет определенный уровень развития и профессионального становления личности педагога. Большинство ученых определяют педагогическое мастерство как синтез научных знаний, умений, навыков, педагогической техники и личностных характеристик педагога. В украинском педагогическом словаре педагогическое мастерство определяется как характеристика высокого уровня педагогической деятельности, основанной на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте.

Логично возникает вопрос об отношении таких двух понятий, как «профессиональная компетентность» и «педагогическое мастерство". По мнению специалистов, педагогическое мастерство основана на умениях, квалификации, знаниях воспитательного процесса, умении его построить и привести в движение, а навыки и умения являются лишь одним из компонентов внешнего проявления мастерства [5].


Смотрите также:
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 Инклюзивная компетентность как профессиональная составляющая субъектов учебно-воспитательного процесса
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Рекламно-производственная компания 7ogney.ru. Наружная реклама в Москве.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее