Классификация олигофрении.

19-11-2017

На основании анализа своеобразия дефектного развития при различных формах олигофрении профессор М.С. Певзнер разработала четкую классификацию олигофрении, что имеет важное значение для осуществления дифференцированного и индивидуального коррекционного подхода к таким детям в процессе их обучения и воспитания. По этой классификации различают четыре формы олигофрении.

1. Основная, неосложненная, которая характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга, что приводит к олигофренических недоразвитости всей познавательной деятельности, при этом не наблюдается значительных дополнительных нарушений в деятельности органов чувств, в эмоциональной, волевой, моторной, языковой сферах, не патологической неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

2. Сочетание недоразвитости познавательной деятельности с выраженными нейродинамических расстройствами:

а) с патологическим преобладанием возбуждения над торможением, когда в коррекционной работе особое внимание следует уделить формированию у ребенка умение сосредоточиваться на задании, произвольно тормозить свои импульсивные действия, действовать целенаправленно и планомерно, сначала вместе с учителем, а в дальнейшем - на основе образца, самоинструкций т.д. ;

б) с патологическим преобладанием торможения над возбуждением. Такие дети проявляют вялость, замедленность в различных видах деятельности и поведении в целом, поэтому их следует постоянно активизировать извне, учитывая также, что темп их действий не совпадает с темпом работы класса или группы.

Сочетание общей недоразвитости сложных форм познавательной деятельности с дополнительными нарушениями речевого развития (как моторной, так и сенсорной его сфер) или пространственного восприятия (что приводит, в частности, значительные дополнительные трудности в усвоении арифметического материала, даже простейших счетных операций, числовых представлений). В таких случаях следует индивидуализировать и дифференцировать требования к школьным программ по усвоению учебного материала по языку или математике и других предметов, например географии в старших классах. Необходимо также вести с такими детьми дополнительную специальную коррекционную работу, в частности логопедическую.

4. Сочетание общей недоразвитости сложных форм познавательной деятельности с нарушениями личности в целом. Как уже отмечалось, это наблюдается при наличии у ребенка-олигофрена локальных повреждений лобных долей головного мозга, что, кроме резкого изменения в системе потребностей и мотивов, негативно отражается на развитии моторики. Есть также олигофрены с явно выраженными психопатическими формами поведения, патогенетической основой чего являются локальные нарушения подкорки.

Таким образом, состав умственно отсталых детей является весьма разнообразным и может классифицироваться по различным основаниям. Так, дополнительно к приведенной выше классификации детей-олигофренов с М.С. Певзнер, педагогическое значение для обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода в организации образовательного и коррекционно-реабилитационного процесса имеет выделение групп умственно отсталых детей на основании наличия у них дополнительных специфических особенностей дизонтогенеза :

значительных нарушений зрительного восприятия и пространственной ориентации;

существенных фонетико-фонематических недостатков;

выраженных недостатков двигательной сферы;

дефектов энергетической составляющей деятельности, то есть физической и умственной работоспособности.

Поскольку в отечественной олигофренопедагогици принята качественная характеристика различных степеней умственной отсталости в зависимости от того, насколько выражен интеллектуальный дефект и как он влияет на возможности социализации ребенка, прежде всего из-за его обучение, а Всемирная организация здравоохранения, классифицируя умственную отсталость, ориентируется на количественную оценку интеллекта (IQ), является необходимость сопоставить эти подходы.

Так, при показателе IQ 71 балл и выше - развитие ребенка признается нормальным. Незначительная умственная отсталость (легкая степень), которая вызывает стойкие затруднения в обучении, диагностируется по показателям IQ в пределах 50-70 баллов, а в отечественной олигофренологии квалифицируется, как дебильность [10, c. 29].

Когда величина IQ находится в пределах 35-49 б., Устанавливается умеренная умственная отсталость, что соответствует такой степени олигофрении, как имбецильность [10, c. 29].

И, наконец, показатель IQ в пределах 25-39 б. и ниже, значит тяжелый (выраженную) и глубокую умственную отсталость, по отечественной терминологии-идиотия [10, c. 29], которая в зависимости от глубины в пределах этой степени снижение интеллекта приводит весьма значительные трудности в обучении до практической невозможности его осуществления.

Следует отметить, что указанные степени глубины интеллектуального дефекта, как правило, относят только к такой форме умственной отсталости, как олигофрения.

Так, по глубине дефекта умственной отсталости при олигофрении мы разделяем на три разновидности: идиотия, имбецильность, дебильность.


Смотрите также:
 Понятие и сущность игротерапии.
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
 Классификация олигофрении.
 Причины нарушений интеллектуального развития у детей.
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Почувствуйте роскошь с Armani http://armanibeauty.com.ru/makeup/eye/eyeshadow тени жидкие армани.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее