Классификация олигофрении.

27-01-2018

На основании анализа своеобразия дефектного развития при различных формах олигофрении профессор М.С. Певзнер разработала четкую классификацию олигофрении, что имеет важное значение для осуществления дифференцированного и индивидуального коррекционного подхода к таким детям в процессе их обучения и воспитания. По этой классификации различают четыре формы олигофрении.

1. Основная, неосложненная, которая характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга, что приводит к олигофренических недоразвитости всей познавательной деятельности, при этом не наблюдается значительных дополнительных нарушений в деятельности органов чувств, в эмоциональной, волевой, моторной, языковой сферах, не патологической неуравновешенности процессов возбуждения и торможения.

2. Сочетание недоразвитости познавательной деятельности с выраженными нейродинамических расстройствами:

а) с патологическим преобладанием возбуждения над торможением, когда в коррекционной работе особое внимание следует уделить формированию у ребенка умение сосредоточиваться на задании, произвольно тормозить свои импульсивные действия, действовать целенаправленно и планомерно, сначала вместе с учителем, а в дальнейшем - на основе образца, самоинструкций т.д. ;

б) с патологическим преобладанием торможения над возбуждением. Такие дети проявляют вялость, замедленность в различных видах деятельности и поведении в целом, поэтому их следует постоянно активизировать извне, учитывая также, что темп их действий не совпадает с темпом работы класса или группы.

Сочетание общей недоразвитости сложных форм познавательной деятельности с дополнительными нарушениями речевого развития (как моторной, так и сенсорной его сфер) или пространственного восприятия (что приводит, в частности, значительные дополнительные трудности в усвоении арифметического материала, даже простейших счетных операций, числовых представлений). В таких случаях следует индивидуализировать и дифференцировать требования к школьным программ по усвоению учебного материала по языку или математике и других предметов, например географии в старших классах. Необходимо также вести с такими детьми дополнительную специальную коррекционную работу, в частности логопедическую.

4. Сочетание общей недоразвитости сложных форм познавательной деятельности с нарушениями личности в целом. Как уже отмечалось, это наблюдается при наличии у ребенка-олигофрена локальных повреждений лобных долей головного мозга, что, кроме резкого изменения в системе потребностей и мотивов, негативно отражается на развитии моторики. Есть также олигофрены с явно выраженными психопатическими формами поведения, патогенетической основой чего являются локальные нарушения подкорки.

Таким образом, состав умственно отсталых детей является весьма разнообразным и может классифицироваться по различным основаниям. Так, дополнительно к приведенной выше классификации детей-олигофренов с М.С. Певзнер, педагогическое значение для обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода в организации образовательного и коррекционно-реабилитационного процесса имеет выделение групп умственно отсталых детей на основании наличия у них дополнительных специфических особенностей дизонтогенеза :

значительных нарушений зрительного восприятия и пространственной ориентации;

существенных фонетико-фонематических недостатков;

выраженных недостатков двигательной сферы;

дефектов энергетической составляющей деятельности, то есть физической и умственной работоспособности.

Поскольку в отечественной олигофренопедагогици принята качественная характеристика различных степеней умственной отсталости в зависимости от того, насколько выражен интеллектуальный дефект и как он влияет на возможности социализации ребенка, прежде всего из-за его обучение, а Всемирная организация здравоохранения, классифицируя умственную отсталость, ориентируется на количественную оценку интеллекта (IQ), является необходимость сопоставить эти подходы.

Так, при показателе IQ 71 балл и выше - развитие ребенка признается нормальным. Незначительная умственная отсталость (легкая степень), которая вызывает стойкие затруднения в обучении, диагностируется по показателям IQ в пределах 50-70 баллов, а в отечественной олигофренологии квалифицируется, как дебильность [10, c. 29].

Когда величина IQ находится в пределах 35-49 б., Устанавливается умеренная умственная отсталость, что соответствует такой степени олигофрении, как имбецильность [10, c. 29].

И, наконец, показатель IQ в пределах 25-39 б. и ниже, значит тяжелый (выраженную) и глубокую умственную отсталость, по отечественной терминологии-идиотия [10, c. 29], которая в зависимости от глубины в пределах этой степени снижение интеллекта приводит весьма значительные трудности в обучении до практической невозможности его осуществления.

Следует отметить, что указанные степени глубины интеллектуального дефекта, как правило, относят только к такой форме умственной отсталости, как олигофрения.

Так, по глубине дефекта умственной отсталости при олигофрении мы разделяем на три разновидности: идиотия, имбецильность, дебильность.


Смотрите также:
 Синдром "беспокойной ребенка"
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Почувствуйте роскошь с Armani http://armanibeauty.com.ru/makeup/eye/eyeshadow тени жидкие армани.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Социально-экономические преобразования украинского общества сопровождаются ухудшением жизнедеятельности семьи, что выражается в постоянном росте числа детей-сирот и несовершеннолетних, лишенных родительской опеки. Сиротство создает неблагоприятные условия для личностного развития ребенка, приводит к возникновению у нее всевозможных психических, физических отклонений, которые в совокупности затрудняет ее адаптацию к социальному окружению.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее