Компетентностный подход в системе высшего образования Украины

02-06-2018

Актуальность и изучение компетентностного подхода в системе высшего образования обусловлена ​​необходимостью повышения профессионального уровня преподавателей (их психолого-педагогической, профессиональной и социальной компетентностей). Это вызвано, в первую очередь, реакцией профессионального образования на изменения социально-экономических условий, процессов, которые возникли вследствие развития рыночной экономики. В ситуации, перед современным специалистом появляются новые требования, которые недостаточно учтены в программах их подготовки. Особенность их заключается в надпредметные характер, универсальности, а не в принадлежности к конкретной дисциплины. Использование компетентностного подхода в высшей педагогической школе является одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования [4].

Цель статьи - рассмотреть компетентностный подход как одно из составляющих комплекса инновационных технологий в современном украинском педагогическом образовании. Задача - определить понятие инновационных педагогических технологий в высшем образовании, в частности раскрыть сущность и соотношение понятий "компетентность" и "компетенция".

Понятие "подход" в общем смысле означает определенную совокупность разнообразных средств и приемов, которые действуют определенным образом на кого-то. В научном смысле понятие «подход» трактуется как исходная позиция, что составляет основу исследовательской деятельности. Общей идеей компетентностного подхода является компетентно ориентированное образование, которая направлена ​​на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря которым человек успешно реализует себя в разных сферах своей жизнедеятельности [6].

В Украине компетентное подход в образовании, в противовес концепции «усвоения знаний», предусматривает овладение учащимися (студентами) разного рода умениями, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессионального, личной и общественной жизни.

Совет Европы 1996 г. приняла Концепцию ключевых компетенций как образовательного результата. Теперь почти все высшие учебные заведения Украины принимают участие в Болонском процессе.

В книге "The Competencies Handbook" американских исследователей психологии бизнеса С. Виддета и С. Холлифорд составляющим компетентностного подхода предоставляются следующие определения: компетентность - это способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы; компетенция - способность, отражающая необходимые стандарты поведения. Такой атрибутивный характер понятий определенной степени сохранился и в новом образовательном формате.


Смотрите также:
 современные теоретические подходы к культуре общения в профессиональной сфере
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее