Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

01-11-2018

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в данном обществе на данном уровне социального и культурного развития, что влечет за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [3].

Отметим, что норма в психологии традиционно рассматривается как эталон поведения, соответствие личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям [1].

Анализируя исследования социологов относительно причин поведения с отклонениями взрослых и молодежи, отметим, что они недостаточно учитывают психологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие изменений, происходящих в обществе, поведение с отклонениями определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности.

Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, зависть, лживость. Причем эти опасные качества, когда они становятся синергетики, могут свидетельствовать о "перестройке" к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведение.

Генезис поведения с отклонениями, обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы: индивидных, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный - такой, что определяется социально-экономическими условиями существования общества; психолого-педагогический - такой, что проявляется в дефектах школьного и семейного воспитание социально-психологический - такой, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

У подростка с девиантным поведением учащиеся констатируют наличие таких психологических особенностей: неприятие педагогических действий; неумение преодолевать трудности (М. Тишкова) игнорирование препятствий, наднапруженисть (Е. Заика, Н. Крейдун, А. Ячина) апатичный подчиненность группе с асоциальными установками ( Реан) снижена самокритичность, двойной локус контроля, синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами (И. Невский) негативные установки к учебной деятельности, физического труда, к себе и окружающим; слабость самоконтроля, склонность неадекватно реагировать на фрустрационные обстоятельства (Н. Максимова) крайняя степень егоцентрованости (Т. Пашукова) агрессивность (Ю. Можгинський).


Смотрите также:
 Виды игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 Классификация олигофрении.
 Понятие и сущность игротерапии.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее