Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

02-01-2019

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в данном обществе на данном уровне социального и культурного развития, что влечет за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [3].

Отметим, что норма в психологии традиционно рассматривается как эталон поведения, соответствие личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям [1].

Анализируя исследования социологов относительно причин поведения с отклонениями взрослых и молодежи, отметим, что они недостаточно учитывают психологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие изменений, происходящих в обществе, поведение с отклонениями определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности.

Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, зависть, лживость. Причем эти опасные качества, когда они становятся синергетики, могут свидетельствовать о "перестройке" к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведение.

Генезис поведения с отклонениями, обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы: индивидных, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный - такой, что определяется социально-экономическими условиями существования общества; психолого-педагогический - такой, что проявляется в дефектах школьного и семейного воспитание социально-психологический - такой, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

У подростка с девиантным поведением учащиеся констатируют наличие таких психологических особенностей: неприятие педагогических действий; неумение преодолевать трудности (М. Тишкова) игнорирование препятствий, наднапруженисть (Е. Заика, Н. Крейдун, А. Ячина) апатичный подчиненность группе с асоциальными установками ( Реан) снижена самокритичность, двойной локус контроля, синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами (И. Невский) негативные установки к учебной деятельности, физического труда, к себе и окружающим; слабость самоконтроля, склонность неадекватно реагировать на фрустрационные обстоятельства (Н. Максимова) крайняя степень егоцентрованости (Т. Пашукова) агрессивность (Ю. Можгинський).


Смотрите также:
 Определение умственной отсталости.
 Виды игротерапии.
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
 Классификация олигофрении.
 Синдром "беспокойной ребенка"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее