Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

02-01-2019

Остается открытым вопрос о выявлении личностных особенностей младших подростков, детерминирующих внутреннюю готовность к осуществлению негативных поступков и вины.

При проведении исследования личностных особенностей подростков учитывалось положение, выдвинутое В. Мухиной: "Задачей дифференцирующего исследования является представление характеристики личности в ее особенностях, в ее своеобразии и развития. Решить эту задачу - значит показать основные черты личности, установить их связь в единстве личности, понять и объяснить их происхождение и сделать выводы о системе индивидуального действия на личность ".

В исследовании приняли участие подростки группы "девиант" (8 девочек и 19 мальчиков в возрасте 13-15 лет), а также подростки группы "норма" (18 девочек и 12 мальчиков в возрасте 13-15 лет). В группу "девиант" вошли 27 подростков Симферопольского приемника-распределителя. В данной группе подростков наблюдаются поведенческие признаки, позволяющие судить о выраженности у них всех выделенных видов девиантного поведения, то есть их девиация системная. Группу "норма" составили 30 подростков с нормативным поведением того же возраста школы № 9, г. Ялта. Нормативность их поведения определялась по микросоциума "девианта".

Нами обобщены данные о социальной ситуации развития подростков исследуемых групп. Половина подростков группы "девиант" существует в атмосфере конфликтов, а каждый третий подросток - в семье с низким материальным уровнем жизни. Также были определены методика эмпирического исследования личностных особенностей подростков: метод "Пиктограмма", тест EPI (тест Айзенка).

Выбор психодиагностических методов исследования определялся доминирующим аспектом при рассмотрении личности как индивидуальности. При этом учитывалась субъектная и объектная ориентация в построении методов: первая представлена ​​методике "Значки" (А. Лурия), проектный характер которой снимает вероятность искажений, связанных с социальной желательности ответов, вторая, вытекающая из теории черт личности, - личностными опросниками Кеттелла и Айзенка. Согласно положению В. Мясищева, "исключение характерологических стороны проблем делает невозможным разрешение их в целом", особенно в отношении задач практической психологии. При этом мы придерживаемся мнения Л. Собчик о том, что ведущие тенденции личности, оказываясь на первичных уровнях самосознания как типологической особенности, по мере созревания личности перерастают в личностные свойства, которые определяют специфику поведения.


Смотрите также:
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 Формирование характера у умственно отсталых детей.
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее