Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

02-01-2019

Метод пиктограммы использовался нами с целью изучения тенденций, черт личности подростков, для характеристики их личностных особенностей, отношение к основным жизненных сфер: к себе, к семье, к другим людям, к своей и противоположного пола. Методика "Значки" [2] заключается в том, что испытуемые при запоминании, не прибегая к использованию букв, слов, цифр, рисуют картинки-образы, которые возникли у них как ассоциации в ответ на определенное вербально заданное слово: отец, Я , жизненные цели, начальство, будущее, подчиненные, страх, дружба, прошлое, человек, любовь, семья, сотрудники, мать, вина, женщина. Затем с помощью рисунков-пиктограмм необходимо вспомнить и записать слова, которые предлагались для запоминания. Подростки, как правило, показывают хороший уровень развития памяти. Однако для данного исследования более значимой была дальнейшая интерпретация рисунков: учитываются образы значков, анализируются подписи под ними, комментарии к особым случаям, когда какой-нибудь рисунок требовал дополнительного объяснения. Таким образом, анализ результатов осуществляется путем сопоставления содержательных и формальных характеристик пиктограмм, уточненных в ходе исследования.

Критерии обсчета рисунков-пиктограмм были: качество линий, натиск, четкость графики, способ прорисовки фигур, выражения их эмоциональных состояний, характер событий, изображенных на картинках, оценочные суждения (в словах), свидетельствующие об определенных особенностях личности.

Методика EPI (тест Айзенка) диагностирует такие личностные характеристики, как "экстраверсия - интроверсия" и "нейротизм" (эмоциональная стабильность - нестабильность), которые трансформируются в процессе развития в его психологические особенности. Многолетний опыт применения в психодиагностике данной методики позволяет говорить о ее высокую информативность, практическую полезность и надежность. Определение типологии по шкале "экстраверсия - интроверсия", "нейротизм" позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности подростков в процессе педагогического общения, в анализе прогнозирования поведения и межличностного общения учащихся [2].

Использование методики "Значок" в работе с подростками с девиантным поведением позволило выявить по совокупности признаков такие личностные тенденции: негативный "Я-образ", выраженный в одиозности фигуры, угрожающем выражении лица и позы, плохой качества рисунка, прорисовке специфических деталей и предметов (темных очков, повязок на глазах и др..) агрессивность проявляется в изображении сцен насилия, кровопролития, наличия предметов агрессии (ножей, палок, пистолетов), прорисовке оскала, сильном нажиме, рисовании ручкой; тревожность (нажим, стирания, штриховки , отсутствие важных деталей рисунков или, наоборот, их тщательная прорисовка) враждебность к отцу и матери, мужчины и женщины, что выражается в прорисовке ужасающих фигур, в подчеркивании половых признаков, прорисовке половых органов, в подписях под рисунками, содержащие негативные "эпитеты ".


Смотрите также:
 Понятие и сущность игротерапии.
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
 Игротерапия А.И. Захарова.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее