Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением

31-10-2018

Высокий показатель среднего значения по шкале нейротизма характеризует подростка группы "девиант" как эмоционально неустойчивого, с выраженной чувствительностью и впечатлительностью, склонных к злости и раздражительности. Значения средних по шкалам теста отвечают агрессивно возбуждающему сектора. Таким образом, подростка с девиантным поведением можно охарактеризовать следующим образом: высокая, нереализованная потребность в общении, импульсный, чувства и эмоции не всегда строго контролирует, проявляет тенденцию к агрессивности (агрессивно-возбудимый тип).

Проведенный теоретический анализ и экспериментальное исследование личностных особенностей подростков с нормативной и девиантным поведением подтвердили актуальность и значимость этой проблемы для социальной педагогики и психологии. Основное содержание проведенной работы отражено в следующих положениях:

1. Существует много работ, посвященных проблеме девиантного поведения в зарубежной и отечественной психологии, в которых общим является понимание девиантного поведения как таковой, отклоняющееся от норм морали, принятых в данном обществе на этом уровне социального и культурного развития, что приводит следующие санкции: изоляцию, наказание , лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя.

2. В психологии норму традиционно рассматривают как эталон поведения, соблюдение лицом принятых в сообществе в конкретное время моральных требований.

3. Генезис отклоняющегося поведения, обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы: индивидных, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный, который определяется социально-экономическими условиями существования общества; психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания социально психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

4. Имеющиеся исследования психологических особенностей подростков с девиантным поведением: неприятие педагогических действий; неумение преодолевать трудности (М. Тишкова) игнорирование препятствий; наднапруженисть (Н. Крейдун, А. Ячина) апатичный подчиненность группе с асоциальными установками (А. Реан) снижена самокритичность , двойной локус контроля, синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематической учебной неуспеваемостью (И. Невский).

Так, нами проведен сравнительный анализ типовых и специфических личностных черт младших подростков с нормативной и девиантным поведением; интерпретация результатов исследования, формулирование выводов. Доказано, что существуют личностные особенности подростка, которые обуславливают предрасположенность к девиантному поведению: отрицательный "Я-образ", агрессивность, тревожность, враждебность к отцу и матери, мужчины и женщины, эмоциональная неустойчивость, выраженная чувствительность и ранимость, склонность к злости и раздражительности, импульсивность.

Дальнейших исследований требуют вопросы расширения содержания работы с девиантными детьми и апробации новых форм подготовки будущих учителей к профилактике и коррекции проявлений девиантного поведения.


Смотрите также:
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 Классификация олигофрении.
 Формирование характера у умственно отсталых детей.
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

http://www.elite-moscow.ru/ купить полукресло италия.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее