Многомерной классификации психологических признаков

08-05-2018

Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре. Если же найти числовые характеристики всей совокупности как единого целого, то понять ее структуру также невозможно. Поэтому основой для анализа результатов исследований является проведение классификации, которая дает возможность обобщить данные, представить информацию компактно, распределив исследуемые элементы с небольшим количеством классов. Классы в свою очередь можно интерпретировать как самостоятельные единицы, которые имеют определенные свойства и характеристики, при классифицированных данных можно рассчитать общие показатели классов, сравнить их, проанализировать причины различий между ними, изучить взаимосвязи между признаками.

Задача классификации осложняется, если исследуемые объекты оцениваются по многим существенным для них признакам (т.е. являются многомерными) и им одновременно присваивается несколько значений. При этом классифицировать можно как сами объекты, которые характеризуются определенной множеством признаков, так и их признаки.

При классификации элементы наблюдения зачисляются в определенных классов так, что различия между элементами одного класса меньше, чем различия между элементами разных классов. При одномерной классификации используют одну классификационный признак. Однако на практике достаточно сложно выделить один признак многомерного объекта для полного обоснования классификации. Многомерную классификацию проводят по нескольким признакам. Для нее разработаны специальные методы.

К методам многомерной классификации относятся такие часто используемые в психологических исследованиях методы многомерного статистического анализа, как факторный анализ (его еще называют R-техникой), который дает возможность объединить признаки в небольшое количество групп путем выделения факторов, аналог метода факторного анализа для качественных признаков - латентно-структурный анализ, кластерный и дискриминантный анализы, которые объединяют объекты в небольшое количество однородных групп [1-4]. Эти методы достаточно сложны, и поэтому их реализовано на компьютерах (например, в пакетах прикладных программ статистической обработки данных SPSS, STADIA, LISREL, STATISTICA, STATGRAPHICS, SAS и др.).

В основе классификации может лежать учета силы корреляционной связи между признаками или объектами. Так, классификация признаков в методах факторного и латентно-структурного анализа базируется на анализе корреляционных связей между различными признаками объектов. В кластерном анализе, в котором классификация производится на основе сходства между характеристиками объектов, мерами сходства могут быть меры расстояний и различные корреляционные коэффициенты, характеризующие силу связи как между количественными, так и между качественными данными. Кроме того, как один из алгоритмов кластерного анализа применяется факторный анализ (в этом случае он классифицирует объекты и его называют Q-техникой).


Смотрите также:
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля
 Психотехника интегративной психологии
 Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее