Многомерной классификации психологических признаков

08-01-2018

Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре. Если же найти числовые характеристики всей совокупности как единого целого, то понять ее структуру также невозможно. Поэтому основой для анализа результатов исследований является проведение классификации, которая дает возможность обобщить данные, представить информацию компактно, распределив исследуемые элементы с небольшим количеством классов. Классы в свою очередь можно интерпретировать как самостоятельные единицы, которые имеют определенные свойства и характеристики, при классифицированных данных можно рассчитать общие показатели классов, сравнить их, проанализировать причины различий между ними, изучить взаимосвязи между признаками.

Задача классификации осложняется, если исследуемые объекты оцениваются по многим существенным для них признакам (т.е. являются многомерными) и им одновременно присваивается несколько значений. При этом классифицировать можно как сами объекты, которые характеризуются определенной множеством признаков, так и их признаки.

При классификации элементы наблюдения зачисляются в определенных классов так, что различия между элементами одного класса меньше, чем различия между элементами разных классов. При одномерной классификации используют одну классификационный признак. Однако на практике достаточно сложно выделить один признак многомерного объекта для полного обоснования классификации. Многомерную классификацию проводят по нескольким признакам. Для нее разработаны специальные методы.

К методам многомерной классификации относятся такие часто используемые в психологических исследованиях методы многомерного статистического анализа, как факторный анализ (его еще называют R-техникой), который дает возможность объединить признаки в небольшое количество групп путем выделения факторов, аналог метода факторного анализа для качественных признаков - латентно-структурный анализ, кластерный и дискриминантный анализы, которые объединяют объекты в небольшое количество однородных групп [1-4]. Эти методы достаточно сложны, и поэтому их реализовано на компьютерах (например, в пакетах прикладных программ статистической обработки данных SPSS, STADIA, LISREL, STATISTICA, STATGRAPHICS, SAS и др.).

В основе классификации может лежать учета силы корреляционной связи между признаками или объектами. Так, классификация признаков в методах факторного и латентно-структурного анализа базируется на анализе корреляционных связей между различными признаками объектов. В кластерном анализе, в котором классификация производится на основе сходства между характеристиками объектов, мерами сходства могут быть меры расстояний и различные корреляционные коэффициенты, характеризующие силу связи как между количественными, так и между качественными данными. Кроме того, как один из алгоритмов кластерного анализа применяется факторный анализ (в этом случае он классифицирует объекты и его называют Q-техникой).


Смотрите также:
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
 Психологические особенности овладания иностранными языками
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля
 Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Социально-экономические преобразования украинского общества сопровождаются ухудшением жизнедеятельности семьи, что выражается в постоянном росте числа детей-сирот и несовершеннолетних, лишенных родительской опеки. Сиротство создает неблагоприятные условия для личностного развития ребенка, приводит к возникновению у нее всевозможных психических, физических отклонений, которые в совокупности затрудняет ее адаптацию к социальному окружению.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее