Особенности формирования коммуникативных умений подростков

05-11-2017

В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ общей психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в рамках указанной проблемы исследованы особенности коммуникативного поведения детей с нормальным речевым развитием, раскрыто структуру процесса коммуникации, представлены сущность, структуру, функции коммуникативных действий и операций; выделены особенности общения со сверстниками и взрослыми подростков с нормальным речевым развитием (далее - НМС) (Б. Ананьев, Б. Ломов, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Г. Андреева, Б. Парыгин, А. Бодалев, Л. Карпенко).

Результаты специальных психологических исследований свидетельствуют трудности и отклонения в становлении коммуникативных умений и навыков у лиц с первичной речевой патологией. Алмазова А.А., Халилов Л.Б. отмечают, что у детей с ТПМ наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, что влияет, собственно, на их общение с окружающими. Исследование общения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТПМ (Левина Р.Е., Чиркин В., Шипицын Л.М., Гриншпун Б.М., Соловьева Л.Г., Грибова О.Е.) показали низкую речевую активность в игре, недостаточный речевое сопровождение игровых действий, доминирование ситуативно-деловой формы общения; трудности ведения диалога на тематику, что не касается бытовых ситуаций; незаинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Итак, выводы специальных экспериментальных исследований свидетельствуют трудности формирования коммуникативных умений у детей с ТПМ дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе, сейчас исследований по коммуникативной деятельности подростков с ТПМ нет. В связи с высокой актуальностью данной проблемы было проведено экспериментальное исследование. Целью экспериментального исследования было выяснить особенности сформированности коммуникативных умений подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Согласно цели исследования были использованы следующие (предварительно апробированы и адаптированы) методики:

И. Оценка уровня общительности (тест Ряховского В.Ф.).

II. Оценка отношений подростка с классом (определения типов восприятия индивидом группы (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.).

III. Методика-шкала «Техника общения» (Творогов Н.Д.).

Исследование осуществлялось на протяжении 2008-2009 гг на базе специализированной школы-интерната № 7 для детей с ТПМ и гимназии № 167 г. Киева. Исследованием было охвачено подростков 12-14 лет, из них 24 ученика 6-8 классов с речевыми диагнозами: общее недоразвитие речи II-III уровня ЗЦМ и 24 подростков с нормальным речевым развитием (далее-НМС) гимназии № 167 г. Киева.


Смотрите также:
 Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
 Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля
 Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее