Особенности формирования коммуникативных умений подростков

13-05-2018

В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Анализ общей психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в рамках указанной проблемы исследованы особенности коммуникативного поведения детей с нормальным речевым развитием, раскрыто структуру процесса коммуникации, представлены сущность, структуру, функции коммуникативных действий и операций; выделены особенности общения со сверстниками и взрослыми подростков с нормальным речевым развитием (далее - НМС) (Б. Ананьев, Б. Ломов, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Г. Андреева, Б. Парыгин, А. Бодалев, Л. Карпенко).

Результаты специальных психологических исследований свидетельствуют трудности и отклонения в становлении коммуникативных умений и навыков у лиц с первичной речевой патологией. Алмазова А.А., Халилов Л.Б. отмечают, что у детей с ТПМ наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, что влияет, собственно, на их общение с окружающими. Исследование общения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТПМ (Левина Р.Е., Чиркин В., Шипицын Л.М., Гриншпун Б.М., Соловьева Л.Г., Грибова О.Е.) показали низкую речевую активность в игре, недостаточный речевое сопровождение игровых действий, доминирование ситуативно-деловой формы общения; трудности ведения диалога на тематику, что не касается бытовых ситуаций; незаинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Итак, выводы специальных экспериментальных исследований свидетельствуют трудности формирования коммуникативных умений у детей с ТПМ дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе, сейчас исследований по коммуникативной деятельности подростков с ТПМ нет. В связи с высокой актуальностью данной проблемы было проведено экспериментальное исследование. Целью экспериментального исследования было выяснить особенности сформированности коммуникативных умений подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Согласно цели исследования были использованы следующие (предварительно апробированы и адаптированы) методики:

И. Оценка уровня общительности (тест Ряховского В.Ф.).

II. Оценка отношений подростка с классом (определения типов восприятия индивидом группы (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.).

III. Методика-шкала «Техника общения» (Творогов Н.Д.).

Исследование осуществлялось на протяжении 2008-2009 гг на базе специализированной школы-интерната № 7 для детей с ТПМ и гимназии № 167 г. Киева. Исследованием было охвачено подростков 12-14 лет, из них 24 ученика 6-8 классов с речевыми диагнозами: общее недоразвитие речи II-III уровня ЗЦМ и 24 подростков с нормальным речевым развитием (далее-НМС) гимназии № 167 г. Киева.


Смотрите также:
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
 Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее