ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

14-07-2019

В результате анализа взглядов ученых Н. Булки, Т. Гусевой, В. Фрицюк, Н. Хазратова и других на структуру креативности и обобщение требований к профессиональным качествам учителя художественных дисциплин нами определены следующие составляющие креативного компонента духовности учителя музыки: духовно-рефлексивная, духовно- эстетическая и духовно-творческий.

С целью отслеживания процесса развития креативного компонента духовности учителей музыки нами осуществлен подбор и обоснование психодиагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария осуществлялся согласно составляющих креативного компонента духовности учителей музыки: духовно-рефлексивной, духовно-эстетической и духовно-творческой.

При диагностике духовно-рефлексивной составляющей креативного компонента духовности учителей музыки выяснялось, какое место в общей системе ценностей педагогов занимают осознания собственных духовных потребностей и духовные ценности. С этой целью использовалась методика выявления сформированности духовных ценностей Е. Помиткина "Исполнение желаний" [3] и авторская методика осознания уровня духовного самосознания "Семь Я" [4]. Для исследования динамики развития духовно-эстетической составляющей креативного компонента духовности учителей музыки использовалась методика определения уровня сформированности художественно-эстетических потребностей Ю. Соловьевой "Ориентация на художественно-эстетические ценности" [5], поскольку развитость указанной составляющей креативного компонента духовности учителей музыки проявляется в устремленности к Красоты как таковой, осознании необходимости восприятия высокодуховной искусства.

При отборе психодиагностического инструментария по определению уровня развития духовно-творческой составляющей креативного компонента духовности учителей музыки мы учитывали мнению Загвязинського, который считает, что для творческой педагогической деятельности учитель должен иметь комплекс общих качеств, характеризующих любую творческую личность. При духовном совершенствовании, подготовке и проведении музыкальных занятий (уроков искусства), решении различных педагогических ситуаций учитель музыки должен иметь развитое нестандартное творческое мышление. Поэтому для диагностики духовно-творческой составляющей креативного компонента духовности учителей музыки применялась методика определения креативности Дж. Гилфорда "Интерпретация рисунков" [1] с целью определения показателей производительности, гибкости, оригинальности мышления.


Смотрите также:
 Психологические особенности овладания иностранными языками
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
Можно приводить значительное количество социальных процессов и ситуаций, в которых межличностные отношения имеют решающее значение. Процесс написания и защиты диссертационной работы также зависит от характера взаимодействия соискателя ученой степени с научным руководителем, учеными секретарями, рецензентами, экспертами, оппонентами и другими.
<<Читать далее