Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

06-10-2018

Анализируя современную педагогическую грушевськиану, наблюдаем значительную детализацию историко-педагогических исследований, которая заключается в скрупулезном разработке отдельных аспектов нашей темы. Так, на проблеме истоков педагогических взглядов М. Грушевского в контексте общего становления его научного мировоззрения сосредоточили свое внимание А. Копыленко, Л. Зашкильняк, Ю. Шаповал И. Верба, В. Тельвак, С. Плохий и др.. Они обнаружили, что будущий исследователь рос под значительным влиянием семейной среды, в первую очередь отца. Заметную роль в определении мировоззренческих приоритетов Михаила, как указывают грушевськознавци, имела также литература. Это были произведения как западноевропейской классики XIX в., Так и лучшие образцы украинской исторической и беллетристической литературы (в первую очередь Гоголь, И. Нечуй-Левицкий, М. Максимович, П. Кулиш, Н. Костомаров и др.)..

В годы студенческой учебы мировоззренческие приоритеты Грушевского, как и его просветительские идеалы, по общему признанию исследователей, формировались под влиянием Надднепрянщины народнической традиции, наиболее полное свое раскрытие получила в деятельности старой Киевской общины. В персональном измерении влияние на формирование образовательных ценностей молодого ученого совершили Владимир Антонович и Александр Кониский.

В фокусе внимания исследователей педагогически-просветительской наследия М. Грушевского совершенно справедливо находится галицкое двадцатилетие его жизни и деятельности. По общему признанию современных ученых, "это была эпоха, в которой ему благодаря естественному таланту, совершенному владению профессией историка, большим организаторским способностям удалось заложить прочные основы украинской национальной историографии, создать Львовскую историческую школу".

Очень интенсивно на сегодня разрабатывается многоаспектное вопрос вклада М. Грушевского в создание в Восточной Галиции всех звеньев школьного. Так, публицистическую и организационную работу педагога по учреждению сети народных школ и гимназий в своих трудах осветили М. Швед, Ж. Ковба, Д. Герцюк, Н. Захлюпана, Т. Антонюк, И. Лопушинский, В. Мельничайко. В статьях этих и многих других исследователей указывается, что М. Грушевский нередко выступал инициатором важных образовательных проектов, их активным популяризатором, а нередко и действенным исполнителем. Для примера приводятся его выступления в галицкой прессе, где он объяснял первоочередность создания частной школы низшего и среднего уровней. Экспонируется также финансовая жертвенность выдающегося педагога в реализации планов создания частных гимназий. Важным достижением современного грушевсковедение является внимание исследователей к деятельности педагога на форуме галицких педагогических обществ. Так, сегодня в главных чертах воспроизведены труд Грушевского на территории Краевого школьного союза и Учительской общины.


Смотрите также:
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГОВ
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее