Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

06-10-2018

При освещении деятельности ученого об открытии родного школы на Приднепровье современные ученые традиционно обращаются к идеям, изложенным в сборнике "О украинский язык и украинскую школу". Общепризнанным стало видеть Грушевского как одного из модернизаторов украинской образовательной системы автора тактики и стратегии функционирования отечественного школ в условиях давления российской и польской образовательных систем. Приводятся и свидетельства практических поступков выдающегося педагога по развитию украиноязычной школы в подроссийской землях, в частности приводится факт создания им народной школы имени Сергея Грушевского в Киеве.

Очень полно освещены участие Грушевского в борьбе за украинскую высшую школу. Здесь больше всего публикаций касается проблемы открытия украинского университета во Львове. В статьях С. Панков, Т. Марискевич, А. Валион и особенно в монографии В. Качмара воспроизведен вызревания идеи украинского университета и процесс ее практической реализации в начале XX ст. Выявлено, что именно М. Грушевский был в фарватере этой борьбы: отстаивал назрилисть основания украинской высшей школы на страницах галицкой периодики, обработал мемориал НТШ в деле открытия университета, вел переговоры с представителями галицкой администрации и т.д.. Важны также статьи, посвященные осмыслению структуры и содержания украинского высшего образования в наследии выдающегося педагога.

Значительно меньше грушевськознавчих публикаций касаются проблемы участия Грушевского в обсуждении модели высшего образования на Приднепровье. Здесь в первую очередь исследователи разрабатывают языковедческий аспект педагогической концепции ученого, его борьба за допущение украинского языка в образовании [4, с. 64]. Зато практически вне поля зрения исследователей до сих пор находятся многочисленные публицистические выступления М. Грушевского в российской прессе, а также его размышления о структуре и содержании украиноведческих университетских курсов.

Меньше исследованной на сегодняшний научно-педагогическая работа М. Грушевского в стенах Львовского университета. В этой проблеме лучше освещены обстоятельства открытия университетской кафедры, которую занял выдающийся историк. Исследователи доказали, что открытие первой кафедры для украинской истории стало важным следствием польско-украинского взаимопонимания, известного как "новая эра". Обнаруженные на сегодня и нюансы назначения молодого в то время магистранта Киевский университет на профессорскую должность.

Педагогическую работу Грушевского во Львовском университете среди наших современников исследуют К. Кондратюк, С. Григанский, М. Алексиевець и др.. Исследователи справедливо указывают, что лекции известного историка стали весомым национализируя фактором для украинской студенческой молодежи в стенах университета, оказали значительное влияние на формирование его самосознания.


Смотрите также:
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее