Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

08-12-2018

При освещении деятельности ученого об открытии родного школы на Приднепровье современные ученые традиционно обращаются к идеям, изложенным в сборнике "О украинский язык и украинскую школу". Общепризнанным стало видеть Грушевского как одного из модернизаторов украинской образовательной системы автора тактики и стратегии функционирования отечественного школ в условиях давления российской и польской образовательных систем. Приводятся и свидетельства практических поступков выдающегося педагога по развитию украиноязычной школы в подроссийской землях, в частности приводится факт создания им народной школы имени Сергея Грушевского в Киеве.

Очень полно освещены участие Грушевского в борьбе за украинскую высшую школу. Здесь больше всего публикаций касается проблемы открытия украинского университета во Львове. В статьях С. Панков, Т. Марискевич, А. Валион и особенно в монографии В. Качмара воспроизведен вызревания идеи украинского университета и процесс ее практической реализации в начале XX ст. Выявлено, что именно М. Грушевский был в фарватере этой борьбы: отстаивал назрилисть основания украинской высшей школы на страницах галицкой периодики, обработал мемориал НТШ в деле открытия университета, вел переговоры с представителями галицкой администрации и т.д.. Важны также статьи, посвященные осмыслению структуры и содержания украинского высшего образования в наследии выдающегося педагога.

Значительно меньше грушевськознавчих публикаций касаются проблемы участия Грушевского в обсуждении модели высшего образования на Приднепровье. Здесь в первую очередь исследователи разрабатывают языковедческий аспект педагогической концепции ученого, его борьба за допущение украинского языка в образовании [4, с. 64]. Зато практически вне поля зрения исследователей до сих пор находятся многочисленные публицистические выступления М. Грушевского в российской прессе, а также его размышления о структуре и содержании украиноведческих университетских курсов.

Меньше исследованной на сегодняшний научно-педагогическая работа М. Грушевского в стенах Львовского университета. В этой проблеме лучше освещены обстоятельства открытия университетской кафедры, которую занял выдающийся историк. Исследователи доказали, что открытие первой кафедры для украинской истории стало важным следствием польско-украинского взаимопонимания, известного как "новая эра". Обнаруженные на сегодня и нюансы назначения молодого в то время магистранта Киевский университет на профессорскую должность.

Педагогическую работу Грушевского во Львовском университете среди наших современников исследуют К. Кондратюк, С. Григанский, М. Алексиевець и др.. Исследователи справедливо указывают, что лекции известного историка стали весомым национализируя фактором для украинской студенческой молодежи в стенах университета, оказали значительное влияние на формирование его самосознания.


Смотрите также:
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 Творческая самореализация личности будущего учителя физической культуры
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее