Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

06-07-2019

При освещении деятельности ученого об открытии родного школы на Приднепровье современные ученые традиционно обращаются к идеям, изложенным в сборнике "О украинский язык и украинскую школу". Общепризнанным стало видеть Грушевского как одного из модернизаторов украинской образовательной системы автора тактики и стратегии функционирования отечественного школ в условиях давления российской и польской образовательных систем. Приводятся и свидетельства практических поступков выдающегося педагога по развитию украиноязычной школы в подроссийской землях, в частности приводится факт создания им народной школы имени Сергея Грушевского в Киеве.

Очень полно освещены участие Грушевского в борьбе за украинскую высшую школу. Здесь больше всего публикаций касается проблемы открытия украинского университета во Львове. В статьях С. Панков, Т. Марискевич, А. Валион и особенно в монографии В. Качмара воспроизведен вызревания идеи украинского университета и процесс ее практической реализации в начале XX ст. Выявлено, что именно М. Грушевский был в фарватере этой борьбы: отстаивал назрилисть основания украинской высшей школы на страницах галицкой периодики, обработал мемориал НТШ в деле открытия университета, вел переговоры с представителями галицкой администрации и т.д.. Важны также статьи, посвященные осмыслению структуры и содержания украинского высшего образования в наследии выдающегося педагога.

Значительно меньше грушевськознавчих публикаций касаются проблемы участия Грушевского в обсуждении модели высшего образования на Приднепровье. Здесь в первую очередь исследователи разрабатывают языковедческий аспект педагогической концепции ученого, его борьба за допущение украинского языка в образовании [4, с. 64]. Зато практически вне поля зрения исследователей до сих пор находятся многочисленные публицистические выступления М. Грушевского в российской прессе, а также его размышления о структуре и содержании украиноведческих университетских курсов.

Меньше исследованной на сегодняшний научно-педагогическая работа М. Грушевского в стенах Львовского университета. В этой проблеме лучше освещены обстоятельства открытия университетской кафедры, которую занял выдающийся историк. Исследователи доказали, что открытие первой кафедры для украинской истории стало важным следствием польско-украинского взаимопонимания, известного как "новая эра". Обнаруженные на сегодня и нюансы назначения молодого в то время магистранта Киевский университет на профессорскую должность.

Педагогическую работу Грушевского во Львовском университете среди наших современников исследуют К. Кондратюк, С. Григанский, М. Алексиевець и др.. Исследователи справедливо указывают, что лекции известного историка стали весомым национализируя фактором для украинской студенческой молодежи в стенах университета, оказали значительное влияние на формирование его самосознания.


Смотрите также:
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
Можно приводить значительное количество социальных процессов и ситуаций, в которых межличностные отношения имеют решающее значение. Процесс написания и защиты диссертационной работы также зависит от характера взаимодействия соискателя ученой степени с научным руководителем, учеными секретарями, рецензентами, экспертами, оппонентами и другими.
<<Читать далее