Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

29-10-2017

Грушевськознавча проблематика на сегодня является одной из наиболее популярных среди украинских гуманитариев. Доныне в целом проработаны основные вопросы, связанные с жизнью и творческим наследием выдающегося украинского. Впрочем, в разноплановой грушевськознавчий литературе до сих пор остается ряд практически неразработанных сюжетов. , Наименее известной на сегодня проблема обсуждения научно-педагогической деятельности М. Грушевского в науке его времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX ст. научное грушевсковедение, как и украинская наука в целом, вступило в новую стадию своего развития. На страницах украинских советских изданий началась непростая борьба с партийными историками по реабилитации имени М. Грушевского. Своей эмоциональностью она привлекла внимание к личности автора "Истории Украины-Руси" широких общественных кругов. Реакцией на массовое интерес наследием М. Грушевского стало появление многочисленных научно-популярных публикаций. Их авторами были историки, педагоги, социологи, литературоведы и представители других отраслей знания. Эти материалы имели популяризаторский, просветительский, отчасти компилятивный характер. Но они выполняли важную общественно-политическую функцию - снятие анафемы с имени М. Грушевского, ознакомление широкого круга читателей с его жизнью и деятельностью.

Издание архивного грушевськианы - мемуаров, дневников, прозаических и стихотворных работ, эпистолярное, а также публикация творческого наследия украинской интеллигенции конца XIX - первой половины XX в. значительно углубили понимание интеллектуальной атмосферы того времени, способствовали появлению новых, опирающихся в значительной степени на неведомом перед исходном материале, студий над педагогической и просветительской наследием М. Грушевского. И хотя эта проблема как специальное исследовательское задание ставилась нечасто, мало какое глубокое грушевськознавче исследования не касалось ее отдельных аспектов.

Импульсом к всестороннему анализу творческого наследия выдающегося ученого в контексте той эпохи стало широкое праздновании 125-летия со дня его рождения. Определяя приоритеты грушевськознавчого поиска, основатель грушевсковедение Л. Винодел в концептуальной статье по случаю юбилейных торжеств указал: "Исследуя академическую деятельность Грушевского, надо обратить внимание на его ведущую роль в борьбе за украинский университет во Львове. Он проработал модель-программу украиноведческих предметов, которые должны преподаваться в университетах. Он считал, что украиноведческие кафедры и внедрения украинского преподавания языка - это постулат украинского культурно-национального развития ".

Свои мнения по поводу направлений исследования педагогически-просветительской наследия выдающегося ученого Л. Винодел значительно углубил по случаю 130-летнего юбилея М. Грушевского. Детализируя этот аспект деятельности М. Грушевского, исследователь его творчества определяет следующие приоритетные направления для ученых: основания издательств; развитие школ, работа в образовательных учреждениях ("Просвещение"); развитие библиотек, архивов и музеев, организация и председательство в Школьном союзе и украинский учительской общине, основания и редактирования журналов и журналов, издание учебников и популярной литературы для самообразования и т.п. ".


Смотрите также:
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее