Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского

09-09-2017

Грушевськознавча проблематика на сегодня является одной из наиболее популярных среди украинских гуманитариев. Доныне в целом проработаны основные вопросы, связанные с жизнью и творческим наследием выдающегося украинского. Впрочем, в разноплановой грушевськознавчий литературе до сих пор остается ряд практически неразработанных сюжетов. , Наименее известной на сегодня проблема обсуждения научно-педагогической деятельности М. Грушевского в науке его времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX ст. научное грушевсковедение, как и украинская наука в целом, вступило в новую стадию своего развития. На страницах украинских советских изданий началась непростая борьба с партийными историками по реабилитации имени М. Грушевского. Своей эмоциональностью она привлекла внимание к личности автора "Истории Украины-Руси" широких общественных кругов. Реакцией на массовое интерес наследием М. Грушевского стало появление многочисленных научно-популярных публикаций. Их авторами были историки, педагоги, социологи, литературоведы и представители других отраслей знания. Эти материалы имели популяризаторский, просветительский, отчасти компилятивный характер. Но они выполняли важную общественно-политическую функцию - снятие анафемы с имени М. Грушевского, ознакомление широкого круга читателей с его жизнью и деятельностью.

Издание архивного грушевськианы - мемуаров, дневников, прозаических и стихотворных работ, эпистолярное, а также публикация творческого наследия украинской интеллигенции конца XIX - первой половины XX в. значительно углубили понимание интеллектуальной атмосферы того времени, способствовали появлению новых, опирающихся в значительной степени на неведомом перед исходном материале, студий над педагогической и просветительской наследием М. Грушевского. И хотя эта проблема как специальное исследовательское задание ставилась нечасто, мало какое глубокое грушевськознавче исследования не касалось ее отдельных аспектов.

Импульсом к всестороннему анализу творческого наследия выдающегося ученого в контексте той эпохи стало широкое праздновании 125-летия со дня его рождения. Определяя приоритеты грушевськознавчого поиска, основатель грушевсковедение Л. Винодел в концептуальной статье по случаю юбилейных торжеств указал: "Исследуя академическую деятельность Грушевского, надо обратить внимание на его ведущую роль в борьбе за украинский университет во Львове. Он проработал модель-программу украиноведческих предметов, которые должны преподаваться в университетах. Он считал, что украиноведческие кафедры и внедрения украинского преподавания языка - это постулат украинского культурно-национального развития ".

Свои мнения по поводу направлений исследования педагогически-просветительской наследия выдающегося ученого Л. Винодел значительно углубил по случаю 130-летнего юбилея М. Грушевского. Детализируя этот аспект деятельности М. Грушевского, исследователь его творчества определяет следующие приоритетные направления для ученых: основания издательств; развитие школ, работа в образовательных учреждениях ("Просвещение"); развитие библиотек, архивов и музеев, организация и председательство в Школьном союзе и украинский учительской общине, основания и редактирования журналов и журналов, издание учебников и популярной литературы для самообразования и т.п. ".


Смотрите также:
 Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Творческая самореализация личности будущего учителя физической культуры

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
Современный мир требует от человека умения принимать своевременные и уравновешенные решения, иметь соответствующую психическую устойчивость к стресс-факторам среды, профессиональные качества для бесконфликтного общения с коллегами и успешного выполнения служебных задач.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
Грушевськознавча проблематика на сегодня является одной из наиболее популярных среди украинских гуманитариев. Доныне в целом проработаны основные вопросы, связанные с жизнью и творческим наследием выдающегося украинского.
<<Читать далее