педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки

24-11-2018

По выражению Б. Гершунского, для мировой философии и общегражданских наук конец ХХ века характеризуется своеобразным "антропологическим ренессансом", размышление о человеке всегда был ключевым в гуманитарных науках. Именно в конце ХХ века наблюдается определенный «ренессанс ментальности", среди его разнообразие акцентировано внимание и на гуманистическом контексте. Итак, первейшей функцией ментальности является гуманистическая.

Гуманизм, по мнению С. Горбенко, как "имманентное определение культуры наиболее кардинально способствует эффективному решению дилеммы бытия и небытия, смысла жизни человека и его места в универсуме, что составляет извечную проблему духовных исканий человечества". Гуманизм в этом контексте имеет свои обобщенные определения, среди которых: гуманизм как особое мировоззрение, в "ядре" которого - человек; в свою очередь, человек - главная ценность общества, ее становления, духовно-нравственная сила, максимальное развитие всей совокупности ее возможностей - цель общества; общественное отношение к человеку на этой основе строится на принципе человеколюбия.

На гуманизм в контексте ментальности впервые обратил внимание Ж. Ле Гофф. Благодаря гуманистическом аспекту современная цивилизация учится понимать одну важную вещь: "как познать и уважать другого» [4]. Дж. Ле Гофф очень тщательно исследует дневник обычного пуританина Р. Джосселина с целью более полного осмысления всех деталей его биографии, повседневной жизни, обычаев, для полной характеристики ментальных процессов жизни соответствующей эпохи соответствующего социального положения. Данные источники он анализирует в терминах таких наук, как социология и антропология с привлечением широкого сравнения этнографических материалов.

Обобщая такие ментальные аспекты, Р. Дадонов замечает на тех, которые могут быть представлены с точки зрения гуманитарной функции ментальности, поскольку касаются жизни каждого отдельного человека и всех людей в целом. Речь идет о таких из них, как взгляды на юность и старость, любовь и брачные отношения, страхи и надежды, радость и счастье, вопрос смерти и отношение к ней, другие вопросы, которые имеют биологическую природу; гуманистических проявлений ментальности можно отнести и более глобальные проблемы: общечеловеческие ценности, отношение к войне и миру, отношение к работе и т.д. [3]. К тому же можно добавить соображения А. Мурашова по экзистенциального определения ментальности, благодаря которому к последней относится не только образ восприятия, ощущения и мышления, но и образ жизни субъекта как некая матрица, априорная система констант, определяющий все в этой жизни. То есть ментальность задает всю совокупность параметров человеческого существования, и практически все проблемы этого существования или является собственно ментальными проблемами, или в их основаниях находятся ментальные установки [5]. Смысл жизни, отмечает Г. Падалка, реализуется в самой жизни, в раскрытии способностей человека, в осуществлении его индивидуального призвание, предназначение. А гуманистическое направление обучения означает выбор таких художественных образцов, эстетически интерпретируют человеческое в человеке. К ексзистенцийного в художественном обучении можно отнести "глубокое проникновение во внутренний мир человека, стремление познать и воспроизвести тончайшие нюансы ее внутренней жизни".


Смотрите также:
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее