педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки

22-04-2018

В науке многомерная культурное наследие человечества рассматривается в различных аспектах: пространственном, временном, стилевом, нравственном, диалогической, функциональном и других (Л. Столович). Ментальность как явление культурно-образовательного пространства также включает в себя указанные аспекты. Определение педагогических функций ментальности раскрывает путь к разработке методической стратегии влияния на этот феномен. Багатодисциплинарнисть и разнообразие ракурсов ментальности является фактором того, что существует и определенное количество функций, которые она выполняет в обществе. К тому же взаимосвязь культуры и ментальности предполагает их столкновения именно на функциональном уровне. С точки зрения исследования ментальности в образовательной сфере как разновидности культуры становится целесообразным определить ее функции, наиболее существенно могут быть использованы в художественно-педагогическом процессе.

В контексте нашего исследования актуальными становятся не только функции ментальности, но и возможность педагогического воздействия на саму ментальность, т.е. речь идет об особой функцию образования, которая, по мнению Б. Гершунского, создает новое явление, новый феномен - "менталеосвита", который выполняет менталестворюючу функцию . Мы согласны с мнением ученого, и считаем, что вопреки всем сложностям влияния на ментальность социума и ментальность личности, педагогика такой мощный энергетический ресурс, который выполняет свою "менталестворюючу" функцию более эффективно, чем другие явления социокультурного пространства.

Поскольку ментальность - феномен сложный, интегрированный и многофункциональный, встала проблема определения такой функции, которая отвечает всем аспектам данной категории в педагогическом процессе. На уровне теоретического обобщения было предположено, что такая "мега-функция" включает в себя несколько других, которые в пространстве ментально-педагогического сегмента культуры срабатывают наиболее эффективно, поскольку имеют тесную взаимосвязь между собой и взаимодополняют друг друга. Определив такую ​​функцию ментальности, следует раскрыть ее интегрированную сущность на основе художественного обучения. Для этого мы применили понятие "функциональная совокупность ментальности", под которым понимаем комплекс функций, в ментальном пространстве общества и педагогическом процессе имеют более тесную взаимосвязь и взаимодополнение.

Категория ментальности в последнее время находит интерес ученых разных областей знаний, в частности философии, культурологии, этнологии, психологии, педагогики. Так, например, в педагогике она исследуется и применяется с разных точек зрения и позиций: с позиции определения стратегии философии образования XXI века (Б. Гершунский) с позиции определения уровня духовного потенциала будущего учителя (А. Олексюк, М. Ткач), с точки зрения духовной культуры учителя (Е. Артамонова), организационной культуры учителя (А. Зайцева) с позиций характеристики современного педагога (А. Гусаченко) с точки зрения профессиональных характеристик учителей, других специалистов, их социально-психологических особенностей (В. Кабрини , В. Сонин, Ф. Кремень, Е. Стрига). Заметим на проблематике ментальности в плоскости художественного обучения и подготовки специалистов художественного профиля. Таких исследований еще не много.


Смотрите также:
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее