ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

01-05-2018

В процессе модернизации начального образования, введение в ней компетентностного подхода происходит методологическая перестройка учебного процесса на принципах гуманизации и демократизации, направление его на личностное развитие младших школьников, формирование у них основных компетенций.

Значительная роль в развитии и воспитании личности младшего школьника принадлежит учебному предмету "Чтение", который является составляющей образовательной области "Языки и литературы". Сущность начальной литературного образования заключается в развитии полноценных навыков чтения, ознакомлении школьников с детской литературой в сочетании жанровых форм, авторской и тематического разнообразия, в художественно-эстетическом освоении текста и детской книги, в формировании творческих способностей, что предполагает формирование у младших школьников литературоведческой компетенции как основы литературного развития.

Эффективное усвоение младшими школьниками начальных элементов литературоведения и осуществления анализа литературного произведения зависит от подготовки учителя. Поэтому данная проблема актуальна не только для школьников, но и для студентов, готовящихся стать учителями начальных классов. Успешно выполнить задачи школьного начального образования сможет такой учитель, в котором гармонично сочетаются способность внутренне переживать каждое литературно-художественное явление, свободно оперировать теоретико-литературным инструментарием для осмысления художественно-эстетических фактов и явлений; творческие умения, которые обеспечивают формирование у воспитанников высоконравственных и общечеловеческих ценностей средствами художественного слова; исследовательские навыки, способствующие совершению литературно-философских, литературно-исторических, литературно-психологических, текстологических исследований и мотивирует научно-поисковую деятельность школьников, стимулируют познавательные интересы; личностные и профессиональные качества, которые делают воспитание активных, деятельных граждан, способных достойно представлять и утверждать Украины в европейском сообществе.

Важность выработки таких профессиональных и личностных качеств аргументирует необходимость формирования литературоведческой компетенции учителей начальных классов, которые, в свою очередь, формировать литературоведческую компетенцию у учащихся.

Целью статьи является определение содержания литературоведческой компетенции и особенностей подготовки студентов к ее формированию у младших школьников.

Прежде чем выяснить сущность литературоведческой компетенции, необходимо определить содержание понятий "компетентность", "компетенция", "литературное развитие".

Так, по новым толковым словарем украинского языка, компетенция - это хорошая осведомленность в чем-либо; компетентен - тот, который имеет достаточные знания в какой-либо области; который с чем-либо хорошо осведомлен; толковый [2]. В литературоведческом словаре-справочнике подается такое толкование этих понятий: "Компетентность - 1) владение компетенцией, 2) обладание знаниями, которые дают возможность судить о чем-то. Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом. Понятие "компетентный" толкуется как: 1) тот, кто обладает компетенцией, 2) знающий, осведомленный в данной области [6]. В украинских-русском словаре отмечены понятия трактуются следующим образом. Компетентный - 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, 2) тот, кто обладает компетенцией. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен.


Смотрите также:
 Формирование ключевых компетенций учащихся ПТУ средствами курса "Основы профессиональной мобильности"
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЛОЛОГОВ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее