ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

24-10-2017

В процессе модернизации начального образования, введение в ней компетентностного подхода происходит методологическая перестройка учебного процесса на принципах гуманизации и демократизации, направление его на личностное развитие младших школьников, формирование у них основных компетенций.

Значительная роль в развитии и воспитании личности младшего школьника принадлежит учебному предмету "Чтение", который является составляющей образовательной области "Языки и литературы". Сущность начальной литературного образования заключается в развитии полноценных навыков чтения, ознакомлении школьников с детской литературой в сочетании жанровых форм, авторской и тематического разнообразия, в художественно-эстетическом освоении текста и детской книги, в формировании творческих способностей, что предполагает формирование у младших школьников литературоведческой компетенции как основы литературного развития.

Эффективное усвоение младшими школьниками начальных элементов литературоведения и осуществления анализа литературного произведения зависит от подготовки учителя. Поэтому данная проблема актуальна не только для школьников, но и для студентов, готовящихся стать учителями начальных классов. Успешно выполнить задачи школьного начального образования сможет такой учитель, в котором гармонично сочетаются способность внутренне переживать каждое литературно-художественное явление, свободно оперировать теоретико-литературным инструментарием для осмысления художественно-эстетических фактов и явлений; творческие умения, которые обеспечивают формирование у воспитанников высоконравственных и общечеловеческих ценностей средствами художественного слова; исследовательские навыки, способствующие совершению литературно-философских, литературно-исторических, литературно-психологических, текстологических исследований и мотивирует научно-поисковую деятельность школьников, стимулируют познавательные интересы; личностные и профессиональные качества, которые делают воспитание активных, деятельных граждан, способных достойно представлять и утверждать Украины в европейском сообществе.

Важность выработки таких профессиональных и личностных качеств аргументирует необходимость формирования литературоведческой компетенции учителей начальных классов, которые, в свою очередь, формировать литературоведческую компетенцию у учащихся.

Целью статьи является определение содержания литературоведческой компетенции и особенностей подготовки студентов к ее формированию у младших школьников.

Прежде чем выяснить сущность литературоведческой компетенции, необходимо определить содержание понятий "компетентность", "компетенция", "литературное развитие".

Так, по новым толковым словарем украинского языка, компетенция - это хорошая осведомленность в чем-либо; компетентен - тот, который имеет достаточные знания в какой-либо области; который с чем-либо хорошо осведомлен; толковый [2]. В литературоведческом словаре-справочнике подается такое толкование этих понятий: "Компетентность - 1) владение компетенцией, 2) обладание знаниями, которые дают возможность судить о чем-то. Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом. Понятие "компетентный" толкуется как: 1) тот, кто обладает компетенцией, 2) знающий, осведомленный в данной области [6]. В украинских-русском словаре отмечены понятия трактуются следующим образом. Компетентный - 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, 2) тот, кто обладает компетенцией. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен.


Смотрите также:
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее