Предупреждение профессионального выгорания педагогов

09-08-2019

По мнению исследователей М. Борисовой, А. Водопьянов, А. Лэнгли, актуален малоизученный экзистенционального-аксиологический аспект анализа синдрома профессионального выгорания, включающий взаимосвязь его с кризисными жизненными событиями, разочарованием в избранном деле, обесцениванием собственных усилий, переживанием одиночества, зависимости от работы и приводит к отчаянию и экзистенционального пустоши. Эмоциональное выгорание, как отмечает австрийский исследователь А. Лэнгли, - это результат того, что человек в профессии на протяжении длительного времени не проживает ценностей [3, с. 7]. Для многих людей сегодня именно работа является одной из частей выбранного пути для нахождения экзистенционального содержания. Предположение, что люди "выгорают", когда они не получают ощущение значимости, важности выполняемой ими работы, не могут найти смысла жизни в выбранной профессии, подтвержденные большим количеством исследований (К. Маслач - социальные работники, Е. Пайнс - медсестры, учителя, Д . Миллер - врачи и т.д.).

Тогда возникает вопрос, почему одни люди находят или пытаются найти смысл жизни в профессии учителя, другие - врача, третьи - менеджера? Выбор профессии является сложным и многогранным процессом, включающим в себя все сферы жизни человека. С начала ХХ ст. многие исследователи пытались классифицировать факторы, влияющие на этот процесс. Были определены следующие из них, как способности, интересы, ресурсы, ограничения, требования и возможности. Современные исследования характеризуют выбор профессии в современном мире как непрерывный процесс, который длится всю жизнь и охватывает все сферы деятельности и все соответствующие аспекты личности. Авторы статьи "Unconscious determinants of career choice and burnout: theoretical model and counseling strategy" предлагают интеграционный подход, основанный на сочетании выводов психодинамической теории и экзистенционального идеи, как лучший способ понять происхождение синдрома "выгорания". Итак, исследователи считают, что выбор профессии зависит как от сознательных, так и от бессознательных психологических процессов человека, и связывают особенности такого выбора с риском подвергнуться "выгорания".

Согласно психодинамического подхода, наиболее чувствительными и страстными есть люди, которые имеют нерешенные проблемы детства, чаще всего - в отношениях с родителями. Успех и личное самореализация дают высоко мотивированным лицам ощущение экзистенционального значимости и частично залечивают раны детства. Когда они чувствуют, что не смогли достичь своей цели, когда работа не дает жизни смысл, они "сгорают".

Так, русский исследователь А. Доценко отмечает, что соответствие эмоциональной направленности специалиста требованиям профессии дает ему возможность реализовать в профессиональной деятельности свои ценностные ориентации, субъективно значимые переживания и быть довольным трудовым процессом. Показатели удовлетворения учителей своей профессиональной деятельностью положительно связаны с высокой степенью проявления праксични, гуманистического и гармонизирующего компонентов эмоциональной направленности. В результате, чем выше степень удовлетворения профессиональной деятельностью, тем ниже оказывается степень выгорания.


Смотрите также:
 Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
 Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
 Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Особенности формирования коммуникативных умений подростков
В области специальной психологии и логопедии сейчас актуальна проблема формирования коммуникативной деятельности у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
Можно приводить значительное количество социальных процессов и ситуаций, в которых межличностные отношения имеют решающее значение. Процесс написания и защиты диссертационной работы также зависит от характера взаимодействия соискателя ученой степени с научным руководителем, учеными секретарями, рецензентами, экспертами, оппонентами и другими.
<<Читать далее