Предупреждение профессионального выгорания педагогов

09-11-2018

Эмоциональное выгорание, по мнению российского исследователя В. Бойко, - это "произведен личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". Поэтому выгорание - это приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения, частично является функциональным стереотипом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время часто возникают и его дисфункциональные последствия, когда выгорание отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Американские исследователи И. Голд и Р. Род предлагают ряд мер различных категорий, представляя разницу между ними с точки зрения фундаментального подхода. По результатам анализа научной литературы, они утверждают, что сейчас известны три категории мероприятий по профилактике профессионального выгорания педагогов: структурно-организационные изменения, новые подходы к культуре труда, личностная психологическая переориентация. Именно эти меры в разном виде проходят испытания на практике во многих странах Америки и Европы. Каждая из категорий, предложенных исследователями, не является изолированной, обособленной от других. Наоборот, они оказывают друг другу, взаимно влияют на ориентацию в реагировании на стресс и нервное истощение. Так, структурно-организационный подход основан на предположении, что изменения в процедурах принятия решений, подчиненности, доступа к ресурсам, рабочих задачах могут предотвращать или снижать уровень профессионального выгорания.

Культурный или социальный подход делает акцент на ощущении человеком духа и элементов рабочей среды. За необходимость создания психологического содержания рабочего сообщества выступает группа американских социальных психологов Фабер, Миллер, Сарасон. Реакция на стресс и выгорание включает в этом подходе содействие сотрудничеству, духа коллективизма, взаимопомощи, чувства общей цели и интересов, чувствительность к потребностям отдельных членов сообщества. То есть речь идет о создании условий труда, которые были благоприятными не только для обучаемых, но и в равной мере, для тех, кто учит. Одним из путей укрепления такого чувства сообщества или общего интереса через социальную поддержку является организация помощи отдельным профессионалам в восстановлении или создании ощущения собственной ценности и принадлежности и связи с сообществом профессионалов, коллег по работе, их взаимных обязательств. Исследователи отмечают: когда социальная поддержка легко доступна, намного меньше есть вероятность развития выгорания.

Американская Ассоциация по изучению системы высшего образования (ASHE) в публикации "Выгорание: новая академическая болезнь" в 1980 г. отмечает, что "выгорания может произойти с профессионалами, которые работают с другими людьми и дают гораздо больше, чем получают взамен", и отмечает необходимость свести к минимуму влияние профессиональных стрессов, в том числе через обеспечение максимального общего личностного роста и чувство собственного достоинства.


Смотрите также:
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
 Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее