Предупреждение профессионального выгорания педагогов

09-06-2018

На современном этапе в обществе растет потребность в образовательных реформах, которые должны нести в себе не только большой потенциал развития и обучения, но и позволят сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, в полной мере актуально для профессионального образования, которая готовит современных специалистов. Одним из важных условий для удовлетворения этих потребностей является профессиональная компетентность, физическое и психическое здоровье педагогов, а также их устойчивость к развитию негативных профессионально обусловленных состояний. Однако сегодня последнее задание остается достаточно сложным для исполнения в связи с высоким уровнем эмоциональной напряженности профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью не только за результаты труда, но и за жизнь и здоровье учащихся. Поэтому риск развития синдрома профессионального выгорания у педагогов есть постоянно высоким. На сегодня создано недостаточно эффективно действующих психолого-педагогических и медицинских технологий, направленных именно на снижение риска выгорания, сохранение здоровья педагогов и на стратегии преодоления профессионального кризиса в целом.

Исследователи синдрома профессионального выгорания, прежде всего, отмечают деформацию эмоциональной сферы личности. Кроме того, многие из них подчеркивают, что этот феномен имеет сложный многоуровневый характер (М. Борисова, В. Бойко, М. Буриш, Н. Водопьянова, К. Маслач, В. Орел, Н. Самоукина). На это указывают симптомы профессионального выгорания: от усталости и повышенной эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности до ощущения пустоты и потери смысла жизни, экзистенционального отчаяния. Изменениям подвергается также ценностно-смысловая сфера личности, возникает кризис ценностей, внутренне личностный конфликт, зависимость от труда, разочарование в профессиональных ожиданиях и идеалах. Актуальными, по мнению многих исследователей, остается аспект создания системы предупреждения и преодоления профессионального выгорания, которая включала в себя и организационные, и личностные факторы.

Поэтому целью данной статьи является анализ существующих подходов к предупреждению и преодолению выгорания педагогов профессионального образования.

По выводам российского ученого В. Орла, который осуществил анализ зарубежных исследований, установлено много факторов и причин возникновения данного синдрома, но осталось неизвестным, какой из этих факторов является главным при возникновении и развитии "выгорания". Ученый признал наиболее перспективным подход американских исследователей К. Маслач и М. Лейтера к "выгоранию" как к результату несоответствия между личностью и профессиональной деятельностью в шести областях:

1. Несоответствие между требованиями к работнику и его ресурсами. Основным выдвижение повышенных требований к личности и ее возможностей.

2. Несоответствие между стремлением работников быть более самостоятельными в своей работе, определять способы достижения результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей деятельности и контролем за ней. Как результат - возникновение чувства бесполезной работы и отсутствие ответственности за нее.


Смотрите также:
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
 Многомерной классификации психологических признаков
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля
 Психологические особенности овладания иностранными языками

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее