ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

19-10-2018

Работы Р. Спитца повлияли на Дж. Боулби, который расширил основные положения концепции привязанности [1]. Ученый вводит понятие «рабочей модели», то есть модели, на основе которой происходит взаимодействие ребенка с матерью. Рабочая модель включает в себя модель себя и близкого человека (я - другой), при этом восприятие себя определяется тем, как меня воспринимает объект привязанности. Глубинная память хранит образы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Обобщенный опыт отношений с матерью представляет собой устойчивые и ригидные схемы поведения, перестройка которых становится возможной только при наличии нового, долгого опыта других положительных отношений с другими окружающими.

Дж. Боулби вводит понятие «сепарация», которое трактуется как ситуация длительного развода ребенка с матерью или другими людьми, что ее замещают. Ученый выделяет три стадии реакции на развод с матерью: протест, отчаяние и отстранения. На стадии протеста ребенок отказывается смириться со своим отделением. На второй стадии, которая начинается через несколько времени или суток после первой, ребенок теряет надежду и становится тихим. На третьей стадии ребенок начинает поиск нового объекта привязанности. Дж. Боулби описывает два вида привязанности: первичную - привязанность к матери, которая дает ребенку чувство безопасности, надежности и определяет специфику вторичной - установление отношений с другими людьми. Дети, у которых связь с матерью был ненадежный или потерян, вырастают неуверенными в себе, агрессивными, неспособными к глубоким отношениям с окружающими.

Подчеркивая негативность эффекта ранней и длительной разлуки с матерью в развитии ребенка, Дж. Боулби вводит понятие синдром "аффективной тупости", сущностью которого является активное неприятие ребенком самого себя, самоотрицание, неспособность к дружбе и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего это находит выражение и разрядку в агрессии, что проявляется либо на внешнем уровне (задирикуватисть, грубость, гнев, возмущение и т.п.), или на внутреннем (озлобленность, недоброжелательность, готовность "дать сдачи"). Дж. Боулби также подчеркивает возможность компенсации депривационного расстройств при создании соответствующих для этого условий.

И. Лангмейер, З.Матейчек, которые разработали концептуальный аппарат теории депривации развития, вели понятие психической депривации, сущность которого видят в выделении психического состояния, которое возникает в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени [6]. В качестве таковых они определили потребности ребенка в богатом стимулами эмоциональном среде, в дифференцированности относительно устойчивых внешних стимулов, когда поняли правила и уверенность в эмоциональной связи с матерью, в возможности автономного функционирования.


Смотрите также:
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
 Игротерапия А.И. Захарова.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее