ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

21-12-2018

Работы Р. Спитца повлияли на Дж. Боулби, который расширил основные положения концепции привязанности [1]. Ученый вводит понятие «рабочей модели», то есть модели, на основе которой происходит взаимодействие ребенка с матерью. Рабочая модель включает в себя модель себя и близкого человека (я - другой), при этом восприятие себя определяется тем, как меня воспринимает объект привязанности. Глубинная память хранит образы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Обобщенный опыт отношений с матерью представляет собой устойчивые и ригидные схемы поведения, перестройка которых становится возможной только при наличии нового, долгого опыта других положительных отношений с другими окружающими.

Дж. Боулби вводит понятие «сепарация», которое трактуется как ситуация длительного развода ребенка с матерью или другими людьми, что ее замещают. Ученый выделяет три стадии реакции на развод с матерью: протест, отчаяние и отстранения. На стадии протеста ребенок отказывается смириться со своим отделением. На второй стадии, которая начинается через несколько времени или суток после первой, ребенок теряет надежду и становится тихим. На третьей стадии ребенок начинает поиск нового объекта привязанности. Дж. Боулби описывает два вида привязанности: первичную - привязанность к матери, которая дает ребенку чувство безопасности, надежности и определяет специфику вторичной - установление отношений с другими людьми. Дети, у которых связь с матерью был ненадежный или потерян, вырастают неуверенными в себе, агрессивными, неспособными к глубоким отношениям с окружающими.

Подчеркивая негативность эффекта ранней и длительной разлуки с матерью в развитии ребенка, Дж. Боулби вводит понятие синдром "аффективной тупости", сущностью которого является активное неприятие ребенком самого себя, самоотрицание, неспособность к дружбе и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего это находит выражение и разрядку в агрессии, что проявляется либо на внешнем уровне (задирикуватисть, грубость, гнев, возмущение и т.п.), или на внутреннем (озлобленность, недоброжелательность, готовность "дать сдачи"). Дж. Боулби также подчеркивает возможность компенсации депривационного расстройств при создании соответствующих для этого условий.

И. Лангмейер, З.Матейчек, которые разработали концептуальный аппарат теории депривации развития, вели понятие психической депривации, сущность которого видят в выделении психического состояния, которое возникает в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени [6]. В качестве таковых они определили потребности ребенка в богатом стимулами эмоциональном среде, в дифференцированности относительно устойчивых внешних стимулов, когда поняли правила и уверенность в эмоциональной связи с матерью, в возможности автономного функционирования.


Смотрите также:
 Классификация олигофрении.
 Личностные особенности подростков с нормативной и девиантным поведением
 Понятие и сущность игротерапии.
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
 ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее