ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

21-12-2018

В зависимости от того, чего конкретно лишена ребенок, выделяют следующие виды депривации: сенсорная, связано с уменьшением количества сенсорных стимулов; когнитивная, в результате которой теряется способность понимать, предсказывать и регулировать происходящее извне; эмоциональная - при недостатке интимных эмоциональных свя связей или потере их, и социальная, связанная с ограниченными возможностями усвоения автономной социальной роли. Накопление различных видов депривации приводит к нивелированию индивидуально неповторимой психоструктуры личности. Зачастую ребенок-сирота испытывает одновременно несколько типов депривации, которые тесно переплетаются между собой.

В отечественных теориях развития, авторами которых являются Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова и другие также взаимодействия взрослого с ребенком отводится центральная роль в становлении личности. При этом депривация рассматривается отечественными исследователями как нарушение или несформированность у ребенка специфически человеческой потребности в общении.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [2, 3], развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений, при этом взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важного источника развития. Только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация как основной механизм развития. Кроме того, этот контакт способствует формированию у ребенка потребности в привязанности к близкому взрослому. Ученый трактует задержки развития как результат депривации общения и контактов с внешним миром, окружающими.

Одной из центральных идей Л.С. Выготского является определение важнейшим условием развития ребенка социальную ситуацию его развития - «систему отношений между ребенком определенного возраста и социальной действительностью». Девиантное забота превращает социальную «ситуацию развития» для ребенка в «ситуацию невозможности», способствует возникновению у нее общего напряжения и на этом фоне тяжелых аффективных состояний. Такое понимание полностью совпадает с положениями теории объектных отношений.

Мнения Л.С. Выготского нашли свою разработку в концепциях других отечественных психологов, которые также рассматривают детство как результат социогенеза взаимодействия ребенка и взрослых. Так, В.М. Мясищев [7] определяет главным условием нормального развития личности - богатство отношений с окружающим миром и подчеркивает необходимость исследования ситуаций, которые следует рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации для конкретной личности.


Смотрите также:
 Классификация олигофрении.
 Виды игротерапии.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 АГРЕССИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНИЯ "МАТЬ - РЕБЕНОК" КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТОВОННОСТИ
 ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Ремонт акпп вольво хс90 купить в москве Сфера Ремонта АКПП.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее