ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

21-12-2018

М.И. Лисина [5], определяя ведущую роль социальных факторов в психическом развитии ребенка, рассматривает в качестве важнейших условий личностного развития удовлетворения потребности в общении, отношения с родителями, их отношения и инициативные обращения. Ученый считает, что родители с самого начала жизни младенца относятся к нему как к личности, благодаря чему он открывает для себя субъективность себя и взрослого. Исходным пунктом формирования образа себя и взрослого становится общение со взрослым, который предстает в качестве особого объекта активности. Отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижает способность ребенка к интериоризации, эмоционального развития, т.е. тормозит развитие личности. Так, отмечается сходство взглядов Н.И. Лесной положениям концепций М. Малер.

В концепции В.С. Мухиной в качестве механизмов развития личности выделяются идентификация и обособление, что очень близко к теории объектных отношений. Идентификация «отвечает» за социализацию, то есть присвоение индивидом своей человеческой сущности, а отделения - за индивидуализацию, т.е. формирование и поиск собственной индивидуальности. Депривация основных потребностей ребенка, что существующая в условиях сиротского учреждения, вызывает у нее состояние фрустрации и приводит к искажению развития личности и структурных компонентов самосознания. Кроме того, ученый рассматривает сам факт поступления ребенка в учебно-воспитательного учреждения закрытого типа как болезненную событие в ее жизни. Повышенная тревожность, обострение механизмов самозащиты, подавленность, страх перед новым условиям жизни в режиме депривации характерны для детей-сирот. Подобные психические состояния перекрывают свойственную детям интерес эффектом новизны, создают трудности адаптационного периода [7].

Е.Т. Соколова [8] считает способность к любви и приверженности родовой сущностью человека и основой его нормального психического развития. Если же развитие этой способности по определенным причинам блокируется, то возникают различные личностные расстройства, грубые нарушения самосознания в качестве которых выступают дисгармония в процессе становления образа Я, отклонения в самооценке, что вредит психическому здоровью личности.

Общим для отечественных исследователей является определение важности собственной активной деятельности ребенка для развития. Из этого положения непосредственно выходит активной позиции ребенка, ее осмысление собственной деятельности и себя в ней для нормального психического развития.

Выводы. Проведенный анализ научной литературы показал, что представление о том, что нарушение специфического связи матери и младенца порождает у ребенка многочисленные отклонения, такие как тревога, базисная тревога, базисное недоверие к миру, т. впервые возникли в рамках теории объектных отношений. Изучение влияния таких отклонений на последующее формирование личности у детей, лишенных родительской опеки, привело к появлению теории интерперсональных отношений, теории привязанности и теории депривации, находящихся в континууме развития и скорее дополняют друг друга. Общими являются следующие общие положения: лишение родительского, в первую очередь материнской заботы, любви, негативный ранний опыт эмоциональных взаимоотношений со значимыми близкими способствуют появлению у ребенка различных отклонений его психического и личностного развития.


Смотрите также:
 Черты организации и проведения групповой игротерапии.
 Определение умственной отсталости.
 РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
 Понятие и сущность игротерапии.
 Классификация олигофрении.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее