Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений

19-08-2019

Современный этап развития наук характеризуется высоким уровнем дифференцированности познания, значительной его детализацией, так и, закономерно, усиливается процесс интеграции знаний из сфер, отраслей, ранее сосуществовали без взаимного проникновения. Сложные полипредметни связи педагогики, философии, культурологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и других наук актуализируются во время исследований внутренних механизмов жизнедеятельности, в том числе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим происходит ретрансляция и репликация знаний, что значительно облегчает понимание глубинных уровней и предпосылок, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.

Высшее педагогическое учебное заведение как социальная целостность, система, направленная на определенную цель, структурированная и координированная, предназначена для определенного вида деятельности (в данном случае - образовательной) и связана с окружающей средой, может рассматриваться как целостный организм, следовательно, к ней применимы положения психологии. Обосновывая уместность применения к культуре психологических методик, заметим, что, согласно М. Слюсаревский, "отдельное лицо может выступать как социальная система, если на нее смотреть под углом зрения характеристик, которые формируются и проявляются в процессах социального взаимодействия", следовательно, возможно и обратное при условии, что изучаемые взаимодействия, в частности образовательно-культурные. Это направление научного поиска реализуется, как правило, тогда, когда возникают вопросы базисного принципиального характера. Однако, как и психологические исследования направляются не на весь человеческий организм, а лишь на психическую деятельность, так и в контексте педагогического вуза предметом изучения может быть выше продукт - его организационная культура как составляющая национальной образовательной культуры. Причем она [культура] становится средством описания через образы ее иерархической или бюрократической строения, типичные индивидуальные и организационные проявления поведения и т.д.. По классификации Л. Смирсич [21], такая концепция исследований реализуется через когнитивный (познавательный), символический (смысловой) и психодинамический подходы, последний из которых как раз и применяет к организациям теории, используемые для индивидов.

Концептуальные подходы к изучению организационной культуры разработаны Э. Шейном [15], теория организации, которая выходит из его определения как социальной целостности, сформулированная Р. Дафт [5], перспективы и задачи менеджмента организаций в будущем указанные П. Друкером [6]; психодинамическое подход описан у М. Тевено [14], психологические теории организации исследованы Е. Кирхлер, К. Майер-Пест, Е. Хофманн [8]; взаимосвязь экономической и организационной культур в социологическом аспекте обоснованный С. Матвеевым, Л. Лясота [ 9]; функциональный аспект организационной культуры как составляющей интеллектуального капитала проанализирован А. Кендюхов [7]. В педагогической и социальной психологии являются исследования социально-психологического микроклимата в ученической (студенческой) и педагогическом коллективах, в частности в Н. Волковой [4], его связь с организационной и инновационной культурой рассматривается А. Власовой и Ю. Никоненко [3], существование и действенность единого коммуникативного пространства описывает Л. Орбан-Лембрик. Культурологические основы целостности содержания высшего образования были исследованы В. Руденко, генезис, методология исследования и условия решения социальных проблем высшей школы теоретически обоснована в монографии В. Беха и И. Малика, где также представлен механизм самовоспроизводства социальных потребностей высшей школы, но культурно-образовательная проблематика относительно высших педагогических учебных заведений в аспекте применения психодинамического подхода учеными не рассматривалась.


Смотрите также:
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее