Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений

22-08-2017

Современный этап развития наук характеризуется высоким уровнем дифференцированности познания, значительной его детализацией, так и, закономерно, усиливается процесс интеграции знаний из сфер, отраслей, ранее сосуществовали без взаимного проникновения. Сложные полипредметни связи педагогики, философии, культурологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и других наук актуализируются во время исследований внутренних механизмов жизнедеятельности, в том числе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим происходит ретрансляция и репликация знаний, что значительно облегчает понимание глубинных уровней и предпосылок, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.

Высшее педагогическое учебное заведение как социальная целостность, система, направленная на определенную цель, структурированная и координированная, предназначена для определенного вида деятельности (в данном случае - образовательной) и связана с окружающей средой, может рассматриваться как целостный организм, следовательно, к ней применимы положения психологии. Обосновывая уместность применения к культуре психологических методик, заметим, что, согласно М. Слюсаревский, "отдельное лицо может выступать как социальная система, если на нее смотреть под углом зрения характеристик, которые формируются и проявляются в процессах социального взаимодействия", следовательно, возможно и обратное при условии, что изучаемые взаимодействия, в частности образовательно-культурные. Это направление научного поиска реализуется, как правило, тогда, когда возникают вопросы базисного принципиального характера. Однако, как и психологические исследования направляются не на весь человеческий организм, а лишь на психическую деятельность, так и в контексте педагогического вуза предметом изучения может быть выше продукт - его организационная культура как составляющая национальной образовательной культуры. Причем она [культура] становится средством описания через образы ее иерархической или бюрократической строения, типичные индивидуальные и организационные проявления поведения и т.д.. По классификации Л. Смирсич [21], такая концепция исследований реализуется через когнитивный (познавательный), символический (смысловой) и психодинамический подходы, последний из которых как раз и применяет к организациям теории, используемые для индивидов.

Концептуальные подходы к изучению организационной культуры разработаны Э. Шейном [15], теория организации, которая выходит из его определения как социальной целостности, сформулированная Р. Дафт [5], перспективы и задачи менеджмента организаций в будущем указанные П. Друкером [6]; психодинамическое подход описан у М. Тевено [14], психологические теории организации исследованы Е. Кирхлер, К. Майер-Пест, Е. Хофманн [8]; взаимосвязь экономической и организационной культур в социологическом аспекте обоснованный С. Матвеевым, Л. Лясота [ 9]; функциональный аспект организационной культуры как составляющей интеллектуального капитала проанализирован А. Кендюхов [7]. В педагогической и социальной психологии являются исследования социально-психологического микроклимата в ученической (студенческой) и педагогическом коллективах, в частности в Н. Волковой [4], его связь с организационной и инновационной культурой рассматривается А. Власовой и Ю. Никоненко [3], существование и действенность единого коммуникативного пространства описывает Л. Орбан-Лембрик. Культурологические основы целостности содержания высшего образования были исследованы В. Руденко, генезис, методология исследования и условия решения социальных проблем высшей школы теоретически обоснована в монографии В. Беха и И. Малика, где также представлен механизм самовоспроизводства социальных потребностей высшей школы, но культурно-образовательная проблематика относительно высших педагогических учебных заведений в аспекте применения психодинамического подхода учеными не рассматривалась.


Смотрите также:
 современные теоретические подходы к культуре общения в профессиональной сфере
 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Купить байдарку тут. Магазин в Москве.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Методические рекомендации к проведению тренинга в организациях
Современный мир требует от человека умения принимать своевременные и уравновешенные решения, иметь соответствующую психическую устойчивость к стресс-факторам среды, профессиональные качества для бесконфликтного общения с коллегами и успешного выполнения служебных задач.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
Грушевськознавча проблематика на сегодня является одной из наиболее популярных среди украинских гуманитариев. Доныне в целом проработаны основные вопросы, связанные с жизнью и творческим наследием выдающегося украинского.
<<Читать далее