Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений

19-12-2017

Современный этап развития наук характеризуется высоким уровнем дифференцированности познания, значительной его детализацией, так и, закономерно, усиливается процесс интеграции знаний из сфер, отраслей, ранее сосуществовали без взаимного проникновения. Сложные полипредметни связи педагогики, философии, культурологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и других наук актуализируются во время исследований внутренних механизмов жизнедеятельности, в том числе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим происходит ретрансляция и репликация знаний, что значительно облегчает понимание глубинных уровней и предпосылок, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.

Высшее педагогическое учебное заведение как социальная целостность, система, направленная на определенную цель, структурированная и координированная, предназначена для определенного вида деятельности (в данном случае - образовательной) и связана с окружающей средой, может рассматриваться как целостный организм, следовательно, к ней применимы положения психологии. Обосновывая уместность применения к культуре психологических методик, заметим, что, согласно М. Слюсаревский, "отдельное лицо может выступать как социальная система, если на нее смотреть под углом зрения характеристик, которые формируются и проявляются в процессах социального взаимодействия", следовательно, возможно и обратное при условии, что изучаемые взаимодействия, в частности образовательно-культурные. Это направление научного поиска реализуется, как правило, тогда, когда возникают вопросы базисного принципиального характера. Однако, как и психологические исследования направляются не на весь человеческий организм, а лишь на психическую деятельность, так и в контексте педагогического вуза предметом изучения может быть выше продукт - его организационная культура как составляющая национальной образовательной культуры. Причем она [культура] становится средством описания через образы ее иерархической или бюрократической строения, типичные индивидуальные и организационные проявления поведения и т.д.. По классификации Л. Смирсич [21], такая концепция исследований реализуется через когнитивный (познавательный), символический (смысловой) и психодинамический подходы, последний из которых как раз и применяет к организациям теории, используемые для индивидов.

Концептуальные подходы к изучению организационной культуры разработаны Э. Шейном [15], теория организации, которая выходит из его определения как социальной целостности, сформулированная Р. Дафт [5], перспективы и задачи менеджмента организаций в будущем указанные П. Друкером [6]; психодинамическое подход описан у М. Тевено [14], психологические теории организации исследованы Е. Кирхлер, К. Майер-Пест, Е. Хофманн [8]; взаимосвязь экономической и организационной культур в социологическом аспекте обоснованный С. Матвеевым, Л. Лясота [ 9]; функциональный аспект организационной культуры как составляющей интеллектуального капитала проанализирован А. Кендюхов [7]. В педагогической и социальной психологии являются исследования социально-психологического микроклимата в ученической (студенческой) и педагогическом коллективах, в частности в Н. Волковой [4], его связь с организационной и инновационной культурой рассматривается А. Власовой и Ю. Никоненко [3], существование и действенность единого коммуникативного пространства описывает Л. Орбан-Лембрик. Культурологические основы целостности содержания высшего образования были исследованы В. Руденко, генезис, методология исследования и условия решения социальных проблем высшей школы теоретически обоснована в монографии В. Беха и И. Малика, где также представлен механизм самовоспроизводства социальных потребностей высшей школы, но культурно-образовательная проблематика относительно высших педагогических учебных заведений в аспекте применения психодинамического подхода учеными не рассматривалась.


Смотрите также:
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 Творческая самореализация личности будущего учителя физической культуры
 Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Купить байдарку тут. Магазин в Москве.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Социально-экономические преобразования украинского общества сопровождаются ухудшением жизнедеятельности семьи, что выражается в постоянном росте числа детей-сирот и несовершеннолетних, лишенных родительской опеки. Сиротство создает неблагоприятные условия для личностного развития ребенка, приводит к возникновению у нее всевозможных психических, физических отклонений, которые в совокупности затрудняет ее адаптацию к социальному окружению.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее