Психодинамический подход к изучению культуры высших педагогических учебных заведений

14-08-2018

Современный этап развития наук характеризуется высоким уровнем дифференцированности познания, значительной его детализацией, так и, закономерно, усиливается процесс интеграции знаний из сфер, отраслей, ранее сосуществовали без взаимного проникновения. Сложные полипредметни связи педагогики, философии, культурологии, антропологии, психологии, социологии, лингвистики и других наук актуализируются во время исследований внутренних механизмов жизнедеятельности, в том числе высших педагогических учебных заведений. В связи с этим происходит ретрансляция и репликация знаний, что значительно облегчает понимание глубинных уровней и предпосылок, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования.

Высшее педагогическое учебное заведение как социальная целостность, система, направленная на определенную цель, структурированная и координированная, предназначена для определенного вида деятельности (в данном случае - образовательной) и связана с окружающей средой, может рассматриваться как целостный организм, следовательно, к ней применимы положения психологии. Обосновывая уместность применения к культуре психологических методик, заметим, что, согласно М. Слюсаревский, "отдельное лицо может выступать как социальная система, если на нее смотреть под углом зрения характеристик, которые формируются и проявляются в процессах социального взаимодействия", следовательно, возможно и обратное при условии, что изучаемые взаимодействия, в частности образовательно-культурные. Это направление научного поиска реализуется, как правило, тогда, когда возникают вопросы базисного принципиального характера. Однако, как и психологические исследования направляются не на весь человеческий организм, а лишь на психическую деятельность, так и в контексте педагогического вуза предметом изучения может быть выше продукт - его организационная культура как составляющая национальной образовательной культуры. Причем она [культура] становится средством описания через образы ее иерархической или бюрократической строения, типичные индивидуальные и организационные проявления поведения и т.д.. По классификации Л. Смирсич [21], такая концепция исследований реализуется через когнитивный (познавательный), символический (смысловой) и психодинамический подходы, последний из которых как раз и применяет к организациям теории, используемые для индивидов.

Концептуальные подходы к изучению организационной культуры разработаны Э. Шейном [15], теория организации, которая выходит из его определения как социальной целостности, сформулированная Р. Дафт [5], перспективы и задачи менеджмента организаций в будущем указанные П. Друкером [6]; психодинамическое подход описан у М. Тевено [14], психологические теории организации исследованы Е. Кирхлер, К. Майер-Пест, Е. Хофманн [8]; взаимосвязь экономической и организационной культур в социологическом аспекте обоснованный С. Матвеевым, Л. Лясота [ 9]; функциональный аспект организационной культуры как составляющей интеллектуального капитала проанализирован А. Кендюхов [7]. В педагогической и социальной психологии являются исследования социально-психологического микроклимата в ученической (студенческой) и педагогическом коллективах, в частности в Н. Волковой [4], его связь с организационной и инновационной культурой рассматривается А. Власовой и Ю. Никоненко [3], существование и действенность единого коммуникативного пространства описывает Л. Орбан-Лембрик. Культурологические основы целостности содержания высшего образования были исследованы В. Руденко, генезис, методология исследования и условия решения социальных проблем высшей школы теоретически обоснована в монографии В. Беха и И. Малика, где также представлен механизм самовоспроизводства социальных потребностей высшей школы, но культурно-образовательная проблематика относительно высших педагогических учебных заведений в аспекте применения психодинамического подхода учеными не рассматривалась.


Смотрите также:
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 современные теоретические подходы к культуре общения в профессиональной сфере
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Купить байдарку тут. Магазин в Москве.

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее