Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов

02-05-2018

Учебная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением получаемых знаний (экзамены, модули, коллоквиумы, семинары и другие формы). Психические состояния студента в процессе контроля могут сильно повлиять на результат его деятельности [1]. Даже компетентные студенты в неопределенной и экстремальной ситуации контроля при наличии состояний напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.

Целью данного исследования было изучение индивидуально-личностных характеристик студентов как предикторов психофизиологических состояний с учетом курса обучения в эмоционально окрашенном периоде учебной деятельности.

В эксперименте приняли участие 319 студентов дневного и очно-заочного отделений специальности "Психология", факультета «Права и психологии" Макеевского экономико-гуманитарного института (МЭГИ) в возрасте от 16 до 62 лет.

Независимыми переменными выступали индивидуально-личностные характеристики (показатели опросников 16-PF Р. Кеттелла и индексы преимущества фигур методики Тигр), зависимыми - психофизиологические параметры актуального состояния студентов (вегетативные показатели, а также показатели методики Спилбергера).

Предикторами реактивной тревожности выступали Индекс преимущества кругов проективной методики Тигр (β = 0,365; p = 0,000) и факторы опросника Кеттелла O (β = 0,234; p = 0,011), N (β = 0,220; p = 0,018), MD (β = - 0,188; p = 0,042). Данная модель объясняла 28,4% дисперсии данного психофизиологического показателя, что свидетельствует о высокой прогностической способностью. Регрессионное уравнение имело следующий вид:

Реактивная тревожность = 25,520 + 1,359 * (Индекс преимущества кругов) + 1,308 * (О) + 1,579 * (N) - 1,132 * (MD).

Соответственно в период экзаменационного стресса формированию реактивной тревожности способствуют дистантность в общении и склонность к проявлению тревоги, беспокойства, а также тенденции к сокрытию своих эмоциональных переживаний и отрицание наличия имеющихся конфликтов. Описанная модель не подтвердила свою устойчивость при введении переменной "Курс обучения" как контрольная - вклад фактора N как предиктора становился статистически незначимым. Влияние данного показателя на реактивную тревожность был сильнейшим на 3-м и 4-м курсах обучения, тогда как на последних этапах обучения оно лишь немногим отличалось от 0. Таким образом, в первую очередь, именно развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов предлагается нами как протектор по развитию реактивной тревожности.


Смотрите также:
 Многомерной классификации психологических признаков
 Особенности формирования коммуникативных умений подростков
 Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
 Психолого-педагогические пути оптимизации процесса профессиональной идентификации будущих медсестер
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

заказать многолетние цветы почтой: ссылка!

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Глобальные интеграционные процессы, происходящие в современном мировом социокультурном пространстве, обусловливают прагматизации общества, приводит к снижению уровня духовности личности. В связи с этим значительно повышаются требования к современного образования и учителя как носителя духовности, который формирует у учащихся готовности к самостоятельному, активному и творческой жизни в обществе, реализации своего предназначения.
<<Читать далее