Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов

25-10-2017

Учебная деятельность всегда предполагает контроль за усвоением получаемых знаний (экзамены, модули, коллоквиумы, семинары и другие формы). Психические состояния студента в процессе контроля могут сильно повлиять на результат его деятельности [1]. Даже компетентные студенты в неопределенной и экстремальной ситуации контроля при наличии состояний напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.

Целью данного исследования было изучение индивидуально-личностных характеристик студентов как предикторов психофизиологических состояний с учетом курса обучения в эмоционально окрашенном периоде учебной деятельности.

В эксперименте приняли участие 319 студентов дневного и очно-заочного отделений специальности "Психология", факультета «Права и психологии" Макеевского экономико-гуманитарного института (МЭГИ) в возрасте от 16 до 62 лет.

Независимыми переменными выступали индивидуально-личностные характеристики (показатели опросников 16-PF Р. Кеттелла и индексы преимущества фигур методики Тигр), зависимыми - психофизиологические параметры актуального состояния студентов (вегетативные показатели, а также показатели методики Спилбергера).

Предикторами реактивной тревожности выступали Индекс преимущества кругов проективной методики Тигр (β = 0,365; p = 0,000) и факторы опросника Кеттелла O (β = 0,234; p = 0,011), N (β = 0,220; p = 0,018), MD (β = - 0,188; p = 0,042). Данная модель объясняла 28,4% дисперсии данного психофизиологического показателя, что свидетельствует о высокой прогностической способностью. Регрессионное уравнение имело следующий вид:

Реактивная тревожность = 25,520 + 1,359 * (Индекс преимущества кругов) + 1,308 * (О) + 1,579 * (N) - 1,132 * (MD).

Соответственно в период экзаменационного стресса формированию реактивной тревожности способствуют дистантность в общении и склонность к проявлению тревоги, беспокойства, а также тенденции к сокрытию своих эмоциональных переживаний и отрицание наличия имеющихся конфликтов. Описанная модель не подтвердила свою устойчивость при введении переменной "Курс обучения" как контрольная - вклад фактора N как предиктора становился статистически незначимым. Влияние данного показателя на реактивную тревожность был сильнейшим на 3-м и 4-м курсах обучения, тогда как на последних этапах обучения оно лишь немногим отличалось от 0. Таким образом, в первую очередь, именно развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов предлагается нами как протектор по развитию реактивной тревожности.


Смотрите также:
 Многомерной классификации психологических признаков
 АСЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
 Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

заказать многолетние цветы почтой: ссылка!

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее