Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников

31-10-2018

Данная категория определяется по-разному, но одновременно имеет достаточно тождественно формулировки. Как отмечает Н. Карпушин, социальные сироты - это дети-сироты при живых родителях, то есть тех, которые лишены родительских прав или ограничены в них. В свою очередь, А. Капская утверждает, что социальное сиротство - социальное явление, обусловленное отклонением или отчуждением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. М. Галагузова в своих работах использует понятие "социальные сироты". Социальная сирота - ребенок, который имеет биологических родителей, но они по разным причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о ней.

Теоретический анализ литературы позволил выделить условия, которые способствуют появлению социального сиротства: социально-экономические условия; кризис семьи (распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений) педагогическая несостоятельность семьи (утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушения прав детей, жестокое отношение к ребенку), снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения.

С вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразилась на становлении детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

По мнению Дейн, феномен украинского общества - социальное сиротство - имеет тенденцию к росту [3, c. 35]. Последствиями данного феномена является повышенное чувство тревоги, ориентация на враждебность социума, несформированность образа "Я", проблемы в поло-ролевом самоопределении, доминирование импульсной зависимости в поведении, ограниченные возможности в профессиональном выборе. Дети становятся более уязвимыми, имеющие проблемы в общении и, главное, им труднее приспосабливаться к современным условиям.

Анализ литературы позволил выделить различные теоретические представления о проявлениях социального сиротства у старшеклассников, которые представлены в таблице 1.


Смотрите также:
 Метод проектов и мультимедийные технологии в повышении эффективности музыкального обучения
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур
 Компетентностный подход в системе высшего образования Украины
 педагогическая совокупность функций ментальности и их применение в обучении будущих учителей музыки
 ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее