Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников

01-01-2019

Данная категория определяется по-разному, но одновременно имеет достаточно тождественно формулировки. Как отмечает Н. Карпушин, социальные сироты - это дети-сироты при живых родителях, то есть тех, которые лишены родительских прав или ограничены в них. В свою очередь, А. Капская утверждает, что социальное сиротство - социальное явление, обусловленное отклонением или отчуждением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей. М. Галагузова в своих работах использует понятие "социальные сироты". Социальная сирота - ребенок, который имеет биологических родителей, но они по разным причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о ней.

Теоретический анализ литературы позволил выделить условия, которые способствуют появлению социального сиротства: социально-экономические условия; кризис семьи (распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений) педагогическая несостоятельность семьи (утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушения прав детей, жестокое отношение к ребенку), снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения.

С вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразилась на становлении детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.

По мнению Дейн, феномен украинского общества - социальное сиротство - имеет тенденцию к росту [3, c. 35]. Последствиями данного феномена является повышенное чувство тревоги, ориентация на враждебность социума, несформированность образа "Я", проблемы в поло-ролевом самоопределении, доминирование импульсной зависимости в поведении, ограниченные возможности в профессиональном выборе. Дети становятся более уязвимыми, имеющие проблемы в общении и, главное, им труднее приспосабливаться к современным условиям.

Анализ литературы позволил выделить различные теоретические представления о проявлениях социального сиротства у старшеклассников, которые представлены в таблице 1.


Смотрите также:
 Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
 Системный подход к формированию методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Купить nanocad "гемма".

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее