Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников

31-10-2018

Как отмечают А. Пашина и Е. Рязанова, для детей характерна катастрофическая однообразие эмоциональной сферы. Они выражают меньше эмоций, которые легко различаются "благополучными" детьми, и хуже различают выражения эмоций. Для них характерна высокая личностная тревожность и низкий уровень эмпатии.

А. Фрейд определил, что дети, выросшие без родительской заботы, устанавливают примитивные связи со сверстниками, у них появляются связи, заменяющие отношения с группой сверстников; многие ищут настоящие материнские отношения с каким-либо человеком, без чего переход к зрелости становится невозможным.

Последствия недостаточного родительской любви - отсутствие у ребенка уверенности в себе. Часто компенсацией низкой самооценки является агрессия. Низкая самооценка проявляется у детей в их нерешительности, неуверенности в ситуациях, низкой инициативности, в стремлении занимать успешную позицию. Неуверенность в себе формирует у ребенка пассивность, лень, стремление избегать продуктивной активности, успех которой не гарантирован.

Дефицит позитивного общения с детьми и взрослыми определяет развитие неадекватного общения с окружающими, когда в конфликтных ситуациях доминируют защитные формы поведения: неспособность к конструктивному решению проблемных ситуаций, вспышки агрессии, стремление переложить ответственность на других. Необходимость постоянно приспосабливаться к тем, кто окружает, формирует у детей пассивное отношение к жизни, при котором не формируются собственные ценности и ориентации.

Е. Стребльова выделил особую проблему - социально-психологическую неадаптированность социальных сирот. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах, трудности в общении там, где это общения произвольное, где требуется умение строить отношения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. Среди причин криминального поведения, помимо социально-педагогической запущенности, связанной с родительской семьей, важную роль играет их психическая патология: органическая или процессуальная, врожденная или приобретенная.

Социальные сироты редко являются психически здоровыми, часто имеются случаи душевных заболеваний и олигофрении при высокой частоте психических нарушений пограничного круга. В структуре последних преобладают осложненные и неосложненные задержки психического и речевого развития, последствия раннего органического поражения ЦНС, варьируют от легкого нарушения когнитивных функций с неврозоподобной симптоматикой гипердинамического синдрома с дефицитом внимания к психоорганического синдрома, а также патологические и патохарактерологическому реакции с преобладанием аффективной взрывчатости, истероформности или отгороженности от окружающих.


Смотрите также:
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
 Педагогическая и просветительская деятельность Михаила Грушевского
 Непрерывное образование учителей физики в условиях возрастания роли ИКТ
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 Психологические особенности проявления социального сиротства у старшеклассников

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Многомерной классификации психологических признаков
Для получения выводов и установления определенных закономерностей и законов в психологии проводится много наблюдений и экспериментов. Но на основе данных о каждом отдельный объект изучаемой совокупности или об отдельных признаках объектов трудно сделать выводы о всей совокупности и о ее структуре.
<<Читать далее