Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов

05-11-2018

Подход, основанный на выделенные компетентности цели профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении, определяется как компетентный. В трудах исследователей (В. Болотов, И. Зимняя, А. Эллис, Д. Фоутс, Ю. Колер и др.). Достаточно четко обозначены основные характеристики компетентностного подхода [5, 8, 10, 17]. Проблемы компетентности как результата образования рассматриваются в зарубежных и отечественных исследованиях (Дж. Равен, Дж. Боуэн, Г. Хайгерти, В. Байденко, В. Болотов, В. Сериков, И. Зимняя, А. Хуторской, И. Зязюн, С. Cисоева, А. Савченко и др.). Российские ученые (Ю. Татур, Ю. Фролов, Д. Махотин, В. Шадриков и др.). Разрабатывают варианты компетентностной модели специалиста. Вопросы реализации компетентностного подхода разрабатывались учеными П. Гальпериным, И. Якиманская, И. Ермаковым, А. Савченко, А. Хуторской и др.. В их исследованиях прослеживается ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений, способов деятельности.

Сущность компетентностного подхода проанализируем, исходя из определения ключевых понятий, которых в русской версии компетентностного подхода два: компетентность и компетенция.

И. Зимняя разделяет понятия "компетентность" и "компетенция" на основе "актуальное - потенциальное" и делает вывод об обоснованности использования термина "компетентность" (а не "компетенция") в связи с компетентностного подхода [9]. Исследователи приводят аргументы в пользу понятия компетентность. Согласно толковым словарям, компетенция - круг вопросов, на которых кто-то хорошо разбирается, знает, является опытным, а компетентность - осведомленность, авторитетность, владение компетенцией. Ученые считают, что компетенция - это "содержание" компетентности: те знания, умения, навыки, опыт, благодаря которому личность проявляет компетентность. Компетентность как категорию дидактики они связывают с психологическим понятием "деятельность".

На основе этого Д. Арсеньев предлагает следующее определение: компетентность - это умение осуществлять определенную деятельность в соответствии с выдвинутыми требованиями. Структура компетентности согласно такой трактовке соотносится со структурой деятельности, т.е. с компонентами деятельности: действиями и операциями. Чтобы выполнить действие, выбрав для этого необходимую операционную основу, человек должен уметь это сделать. Таким образом, психологическая категория "действие" соотносится с дидактическим понятиям умения. Умение неразрывно связаны с другими элементами содержания образования: знаниями, навыками, опытом. Эти параллели приводят исследователей к дидактического понимание компетентности как сложного (вторичного) умение осуществлять деятельность в соответствии с определенными требованиями, основанные на знаниях, первичных умениях, навыках, опыте.


Смотрите также:
 Психотехника интегративной психологии
 Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
 Психологические особенности овладания иностранными языками
 Состояние развития личностной готовности будущих специалистов нефтегазового профиля
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее