Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов

05-11-2018

Компетенция (Competence) проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной или иной деятельности при наличии проблемы и ресурсов. В. Байденко определяет понятие "компетенция" как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [4]. В приведенных определениях ученые подчеркивают, что компетенция имеет сложную компонентную структуру:

Знания (Knowledge) - это результат усвоения (ассимиляции) информации путем обучения, определяется определенным набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей сфере трудовой или учебной деятельности. Знания могут быть теоретическими и (или) фактическими. Теоретические знания - это знания о том, "что, где, когда и как может быть", а фактические - это знание о том, "что, где, когда и как уже было".

Умение (Skills) - это подтвержденные (продемонстрированы) возможности применения знаний для решения задач. Умение могут быть практичными (применение методик, материалов, механизмов, инструментов) и когнитивными (применение логического, интуитивного, творческого мышления). Практические умения заключаются в способности по использованию знаний для достижения определенного результата и получения его. Когнитивные способности является способностью продуцирования новых знаний о том, "что, где, когда и как необходимо сделать для достижения нового результата" и получить его. Когнитивные умение выступают свидетельством сложившейся методологической культуры выпускника, т.е. овладения им методами научного исследования и деятельности.

Опыт (Experience) - это устойчивые (многократно подтвержденные) умение успешно решать задачи в сфере профессиональной или иной деятельности. Приобретение опыта связано с абиляциею (фр. habile - искусный, ловкий, умелый) выпускника - получением им соответствующей квалификации.

Обобщая подходы к понятию, ученые выделяют четыре положения, определяющие компетентность: компетентность - это сложное умение осуществлять определенную деятельность в соответствии с определенными требованиями, компетентность как сложное (вторичное) умение базируется на усвоенных знаниях, первичных умениях, навыках, опыте творческой деятельности, опыте применения норм эмоционально-этических оценок, предыдущем опыте соответствующей деятельности, компетентность формируется, развивается и совершенствуется в процессе овладения соответствующей деятельностью в процессе ее осуществления, компетентность находится в ряду понятий "информированность - грамотность - компетентность".

Если рассматривать компетентности сложные личностные образования, включающие интеллектуальные, эмоциональные и моральные составляющие, компетентностный подход, отмечает Е. Григорьева, позволяет сохранить культурно-исторические и этно-социальные ценности, что делает его особенно ценным для стран Европейского Союза, которые стремятся к "единству в разнообразии" (сохранение аутентичных национальных качеств в интеграционном процессе).


Смотрите также:
 Психологические аспекты индивидуально-личностные как предиктор психофизиологическое состояние студентов
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
 Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
 Психолого-педагогические пути оптимизации процесса профессиональной идентификации будущих медсестер

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей
Идеальный избиратель с точки зрения политтехнологов - это дистанционно управляемый биоробот. Насколько эти мечты наших политиков и их политтехнологов сейчас близки к воплощению в реальность?
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Аксиологические психология: онтологическое обоснование персональной жизни
Бурный всплеск аксиологических исследований в корпусе социогуманитарных наук является своеобразным итогом осторожного мониторинга сферы, которая лежит на онтологическом перекрестке многих предметов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека А, как известно, от «итога» следует ожидать логически упорядоченного целостного представления общезначимых фрагментов полученного знания. Вместе, приходится констатировать недостаток теоретико-методологической рефлексии исходных принципов и результатов аксиопсихологичних исследований в персонологии.
<<Читать далее