Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов

07-01-2019

Ю. Татур выделяет следующие составляющие компетенции: гностический компонент, характеризующий знания студента как основу компетенции; функциональный компонент, характеризующий умение студента выполнять определенные действия; ценностно-этический компонент, опирающийся на личностные качества студента и характеризует его отношение к выполняемой деятельности.

Выпускнику любого высшего учебного заведения необходимо понимать социальный контекст, определяющий цели, задачи, методы профессиональной деятельности. Знание места и роли своей профессии в жизни общества, чувство ответственности за осуществление своей профессиональной деятельности выступают важным компонентом профессионализма в любой сфере. Перед настоящим профессионалом стоит задача компетентной оценки социальных последствий и перспектив своей профессиональной деятельности с позиции безопасности людей, гармоничного взаимодействия с природной средой.

Современное понимание профессионализма специалиста включает в себя не только овладение системой научных знаний по своей специальности и умениями и навыками профессиональной деятельности, но и умением свободно ориентироваться в информационном потоке, выбирать социально безопасные способы решения профессиональных задач, находить в проблемных ситуациях оптимальные общественно приемлемые варианты .

Исследователи разделяют компетенции на две группы: те, которые относятся к общим (универсальные, ключевые, надпрофесийни), и те, которые можно назвать предметно специализированными (профессиональными). Как отмечают ученые, в условиях ускоренных изменений и роста неопределенности, характерных для современного рынка труда, общие компетенции приобретают особо важное значение.

В рамках Болонского процесса в Европе на основе Dublin Descriptors принят документ "A Framework for Qualification of the EHEA", описывающий в общем виде требования к квалификации специалистов с высшим образованием и академической степенью первого (FC) и второго (SC) циклов [18, с. 283-292] знания (FC: знание, пополнены относительно уровня средней школы; некоторые знания на уровне передовых достижений в профессиональной сфере. SC: знания, пополнены относительно уровня первого цикла, знание, выступающих базой для исследований в профессиональной сфере), применение знаний (FC: применение знаний для решения задач в профессиональной сфере. SC: применение междисциплинарных знаний для решения сложных профессиональных задач в изменяющихся условиях) решений (FC: способность находить и интерпретировать данные для принятия решений в профессиональной сфере с учетом социальных и этических аспектов . SC: способность интегрировать сложные знания для принятия профессиональных решений в условиях неопределенности и недостатка информации с учетом социальных и этических аспектов) коммуникация (FC: способность к информационным, идеологическим и проблемных коммуникаций в профессиональной среде и в аудитории неспециалистов. SC: способность к информационным , идеологических и проблемных коммуникаций в профессиональной среде и в аудитории неспециалистов с четким и глубоким обоснованием своей позиции); навыки самообразования (FC: развитые навыки самообразования с высокой степенью автономии. SC: способность к самообразованию в условиях полной автономии).


Смотрите также:
 Предупреждение профессионального выгорания педагогов
 Межличностное взаимодействие с научным руководителем, как фактор успешной защиты диссертации
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДУХОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
 Психолого-педагогические пути оптимизации процесса профессиональной идентификации будущих медсестер
 Влияние психотехнологий на трансформацию субъектной позиции избирателей

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
ДИНАМИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности и их реализации, поэтому остро встала необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Поэтому с новой актуальностью встает проблема изучения мотивов учебной деятельности личности, особенно в связи с реформационными процессами, которые происходят сегодня в системе образования Украины (продление срока обучения в школе, изменения в содержании и структуре учебных дисциплин и форме организации учебно-воспитательного процесса , переход к двенадцатибалльной системе оценивания, введение новой системы обучения, т.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОСТРОЗЛУЧНИЙ ПЕРИОД
Психодиагностическое исследование проводилось на базе школ города Черкасс. К констатирующего эксперимента было привлечено 402 человека (270 человек - младшие школьники из полных семей; 132 человека - младшие школьники, переживших развод родителей).
<<Читать далее