СОВРЕМЕННАЯ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ

17-10-2017

В контексте становления фольклористики как научно обоснованной, методологически структурированной науки, объектом исследования которой является фольклорный пласт культуры, его жанрово-тематическое разнообразие, поэтическая система, выяснение влияния на профессиональное искусство и т.д., фундаментальное значение имели (и имеют) фольклориста-этнографические периодические издания. Именно эта периодика свидетельствует аналитический подход фольклористов к фольклорным и "видфольклорних" явлений культуры, детерминирует научно-методологические основы изучения устного народного творчества различных исторических периодов, определяет важнейшие аспекты исследования фольклора в контексте современных социокультурных трансформаций. Собственно именно фольклориста-этнографические периодические издания свидетельствуют очевиден развитие фольклористики, актуальные тенденции фольклористических исследований, определяют направления, результаты, аналитические подходы к осмыслению, интерпретации фольклорных и "офольклоризованих" художественных произведений. По нашему мнению, прежде всего, необходимо обобщить важнейшие достижения современных фольклориста-этнографических изданий с целью выяснения их функционального педагогического потенциала для будущих фольклористов, что и является целью статьи.

Отдельных аспектов становления фольклориста-этнографических изданий касались фольклористы М. Дмитренко, И. Федас, Г. Щерба и др. Имеются также ряд исследований, в которых значение подобной периодики обосновывается в контексте исследования биографии определенного общественного деятеля, художника (например, учебное пособие Ж. Янковской о П. Кулиша и его "Записки о Южной Руси" [19]), научного общества (например, монография В. Назаренко о Харьковское историко-филологическое общество [8]), исследования отдельного периода становления фольклористики в определенном регионе (диссертация А. Шутак о формировании фольклориста мысли в Галиции в 20-30-х гг. [17]; диссертация Я. Вернюк о становлении фольклористики Волыни в XIX - нач. ХХ в. [1]) и другие. Отдельного внимания заслуживают исследования фольклористов А. Вовчака, который проанализировал вопрос освещения истории украинской фольклористики в немецкоязычных источниках конца ХХ - нач. ХХ в. [3] и Н. Смирновой о проблемах становления украинской фольклористики в периодике первой половины XIX в. [14] и др.. Эти работы свидетельствуют о традиции становления спектра периодических изданий по проблемам фольклористики в Украине. Непосредственно в этих исследованиях находим ряд информационных сведений, аналитических оценок периодики второй половины XIX - начала ХХ ст. В указанный период по инициативе известных фольклористов, этнографов, историков, языковедов основываются периодические издания, которые, к сожалению, почти не дошли до нашего времени (кроме современного журнала "Народное творчество и этнология", основанного как "Этнографический вестник" 1925 г.). В свое время активное участие в становлении профессиональных устоев фольклористики приняли такие периодические журналы: журнал "Основа" (его издание было задачей общества "Громада", которое основала студенческая молодежь Киевского университета им. Святого Владимира в начале 1860-х гг) [1, с . 8]; ежемесячный журнал "Киевская старина" (выходил с 1882 г. по 1907 г. по инициативе членов Исторического общества Нестора Летописца при Киевском университете, вокруг него сгруппировались бывшие сотрудники Юго-Западного отдела Русского Географического Общества [8, с. 89]) , "Материалы к украинской этнологии" (с конца 1890-х гг выходили по инициативе Львовского научного общества Т. Г. Шевченко [8, с. 90]), в частности на протяжении 1893-1928 гг вышло 22 тома этого издания [17, с. 3], позднее "Материалы ..." издавались на протяжении 1929-1931 гг также тогдашними научными центрами: Комиссией краеведения (с секцией этнографии), Всеукраинской этнографическим обществом, историко-филологического отдела АН УССР [18];


Смотрите также:
 Инновационные технологии в подготовке будущих учителей к педагогической взаимодействия с родителями учащихся
 развитие униатских школ в Украине (XVI - XVII вв.) в контексте диалога и взаимодействия культур
 Использование игровых технологий в подготовке специалистов экономического профиля
 Формирование экологической культуры студентов аграрного колледжа
 ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

На заметку:

12 сен 2012 | 06 коммент
Психологические особенности подготовки будущих преподователей иностранных языков
Актуальность проблемы исследования психологических особенностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих преподавателей иностранных языков в вузах Украины заключается в том, что кардинальные социально-экономические изменения в нашей стране требуют серьезных трансформаций в системе высшего профессионального образования. Психологическая адаптация граждан к новым экономическим и социальным условиям, их дальнейший жизненный успех определяются, прежде всего, индивидуальной способностью непрерывно получать профессиональные знания, эффективно применить их для решения различных профессиональных проблем, развитием творчески инновационного потенциала, рядом других личностных качеств, которые формируются средствами образования, особенно высшего профессионального образования.
<<Читать далее

23 авг 2012 | 23 коммент
Психологические особенности овладания иностранными языками
Успешная профессиональная деятельность будущего специалиста во многом определяется уровнем его коммуникативной культуры, которая охватывает языковые, паравербальных, интеракцийни, социокультурные знания, умения и навыки. Формирование коммуникативной культуры личности можно представить как сложный многогранный процесс, в основе которого - духовное и интеллектуальное развитие, а также профессиональные способности.
<<Читать далее